Culture - возделывание, воспитание, образование.
В 1953 г. американские культурологи Кребер и Клахон нашли в литературе 150 определений культуры. На данный момент их свыше 400.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческрй жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Применительно к организации термин "Организационная культура" охватывает:
- доминирующие в обществе моральные нормы и ценности;
- принятый кодекс поведения;
- укоренившиеся ритуалы;
- установленные стандарты качества продукции;
- стиль и манера одеваться, вести себя в организации.
С проявлениями организационной культуры, менеджеры сталкиваются постоянно, что выражается при реализации конкретной стратегии управления, адаптации молодых работников и их последующей социализации в организации.
Культурные цели организации:
- базовая;
- общая политики организации;
- кодекс поведения в организации.
Кодекс поведения в организации:
- Отношение к компании (преданность, благодарность) играет ценностно-ориентационное единство - это социально-психологический критерий, обозначающий уровень сплоченности организации в достижении целей на основе общих ценностей.
- Отношение к работе.
- Отношение к старшим, коллегам, подчиненным.
- Отношение к себе, собственному здоровью.
- Миссия компании.
Понятие "оргкультура" связано с понятием "воспроизводство оргкультуры" (средств его сохранения).
К сохранению организации относятся:
- традиции;
- мифология;
- гуманистическое отношение к работнику;
- введение новых терминов;
- адаптация или наставничество;
- культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
- поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).
Важнейшую роль в оценке и совершенствовании оргкультуры играет методика диагностики и развития оргкультуры.
Типы организационной культуры
1. коллективистская
- доминирующая роль организации в защите интересов ее членов и значительное влияние на их самочувствие;
- изучение отношения к долгу и лояльности по отношению к руководству;
- стимулирование активности подчиненных за счет лояльных демократических методов или экономической мотивации;
- диагностика и укрепление социальной сплоченности.
2. индивидуалистская
- невмешательство в личную жизнь;
- тщательное изучение каждого члена, выделение перспективных работников;
- полная опора на рыночный спрос, на конечные цели;
- дистанционирование в социальных связях, вплоть до оборудования кабинетов, чтобы подчиненные трудно добирались до кабинета руководителя;
- формирование отношений между администрацией и работниками только на учете личного вклада каждого.