Государственная политика развития металлургической промышленности России

    Мировой опыт показывает, что решающая роль в развитии металлургии принадлежит именно государству. Решения о строительстве крупных металлургических заводов принимаются исходя из макроэкономических или геополитических задач. Освоение и развитие сырьевой баз ведется также под контролем и при участии государства.

    Даже если в качестве инициаторов проектов выступают транснациональные корпорации, строительство предприятий сопровождается заключением соглашений на государственном уровне, что является эффективным способом снижения рисков. В статье рассмотрен российский опыт государственной политики развития металлургического комплекса и предложен авторский подход к выделению ее направлений на современном этапе хозяйствования.

    Целью государственной политики развития металлургического комплекса России является создание условий для развития экономики России на основе инновационного обновления отрасли, обеспечивающего повышение ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России, поставок на внешний рынок при максимально возможном балансе государственных интересов России, ее регионов и конкретных акционерных обществ.

    В настоящее время документом, задающим горизонты развития комплекса, является разработанная в 2008 году Министерством промышленности и торговли России «Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.». Она представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание предпосылок для дальнейшего роста отрасли, Читайте также : njkenpo.com.

    По мнению автора, основные направления государственной политики развития металлургического комплекса можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).

    gosudarstvennaja-politika-razvitija-metallurgicheskoj-promyshlennosti-rossii

    Рис. 1. Направления и мероприятия государственной политики развития металлургического комплекса на современном этапе хозяйствования

    Рассмотрим основные направления современной государственной политики развития металлургического комплекса более подробно:

    1. Совершенствование действующих законов (нормативно-правовой базы) — это создание благоприятного правового и экономического климата для дальнейшего развития металлургической промышленности России.

    2. Координация планов развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей металлопродукции и регионов России с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог. Так, например, российский рынок стальных труб зависит от развития отраслей топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства, поэтому ключевые направления и параметры развития трубопроводной промышленности должны быть отражены не только в Стратегии развития металлургического комплекса России до 2020 г., но и в стратегиях развития отраслей- потребителей, например, в Энергетической стратегии России до 2020 года.

    3. Частно-государственное партнерство — это развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса, направленное на устранение инфраструктурных ограничений развития. Расширение роли заинтересованного в дальнейшем подъеме металлургического комплекса бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме объективных ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.

    4. Проведение активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции, так как сегодня в отношении российской металлопродукции действует 27 ограничительных мер в 11 странах мира.

    5. Активизация инновационной деятельности. Это приведет к внедрению ресурсосберегающих и природоохранных технологий, к созданию современных импортозамещающих производств. Например, запуск производства Стан «5000» на Магнитогорском металлургическом комбинате в июле 2009г. стал результатом активной государственной поддержки инновационных проектов в отрасли. До запуска производства толстолистовой прокат для нужд судостроения, нефтегазовой, строительной отраслей закупался за границей.

    6. Увеличение импортных пошлин. В ряду таких мероприятий в первую очередь следует отметить увеличение в 3–4 раза (с 5 до 15–20%) ввозных пошлин на 46 видов стальных труб. Данная мера привела к суммарному сокращению импорта за девять месяцев 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. почти на 48%, в том числе из Китая — на 85%.

    7. Создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение — это отмена пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России, предоставление налоговых льгот при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации.

    8. Проведение антидемпинговых процедур в отношении стран-импортеров металлургической продукции. Так, например, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли завершило антидемпинговое расследование в отношении подшипниковых труб, импортируемых из Китая. В ходе расследования российское ведомство установило, что импорт китайских труб с 2005 по 2008 год вырос почти в семь раз - с 900 тыс. до 6200 тыс. тонн. Расследование завершилось в пользу отечественных предприятий: принято решение установить специальную пошлину на пять лет — 29,4% от таможенной стоимости для всех китайских производителей и экспортеров подшипниковых труб.

    Таким образом, государственная политика в отношении металлургии на современном этапе направлена на создание таких условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития металлургии в странах - крупнейших участниках мирового рынка металлов.

    © StrategPlann 2009