Государственное регулирование экономики в условиях кризисного спада, подходы и особенности экономических преобразований (на примере реформ экономического развития в Китае).

    В периоды экономических кризисов значительно возрастает ответственность государственной власти за продвижение экономики страны по определенной заранее спланированной траектории развития.

    Следует помнить о том, что «современный кризис» — это не только источник бед и несчастий для большинства хозяйствующих субъектов, но и подходящий момент для концентрации усилий на важнейших направлениях, способных впоследствии послужить движущей силой дальнейшего развития. В китайском языке слово “кризис” — вэйцзи — состоит из двух иероглифов. Первый из них — вэй — означает “пребывать в опасности”, второй — цзи — переводится как «движущая сила, пружина» или «удобный, подходящий случай». Ничто, содержащее нечто, — такова диалектическая логика кризисного спада. В этом смысле китайский опыт экономического развития вполне соответствует изначальному смыслу данного понятия: даже в периоды острых «приступов» либерализации китайское руководство не пыталось полностью разрушить институциональные основы инвестирования.

    Отличительные черты экономической реформы в КНР, определяющие ее несходство с реформами в других странах с переходной экономикой, — взвешенность и последовательность предпринимаемых мер — проявились с особенной ясностью и силой в либерализации экономики. Реформа цен на предварительном этапе (1978-1984 гг.) проводилась без изменения механизма ценообразования: ценовые ведомства директивно повышали цены на дефицитные товары и понижали цены на производившиеся в избыточном количестве, обеспечивая тем самым приближение плановых цен на эти товары к равновесным ценам. Основная проблема заключалась в том, что деформированная система цен неминуемо искажала и отраслевую структуру производства, а это значит, что мгновенная либерализация цен сопряжена с большим риском, она неизбежно нанесет удар по интересам хозяйствующих агентов, заинтересованных в поддержании стабильных и низких цен на факторы производства, а это вызовет скрытое или открытое противодействие реформам и приведет к экономическому спаду.

    С 1993 г. В китайской экономике наблюдался экономический спад, или «полоса затяжного вялотекущего экономического кризиса», характеризующегося замедлением темпов экономического развития. На фоне проистекавших негативных изменений наибольшую обеспокоенность экспертов и аналитиков вызывало постоянное перенасыщение рынка в условиях ограниченного платежеспособного спроса населения, следствием которого было непрерывное падение розничных цен, начиная с середины 1997 г. (самый продолжительный дефляционный период в истории современного Китая).

    Стремясь воспрепятствовать разрастанию кризиса, правительство КНР в течение трех лет предпринимало активные действия по стимулированию внутреннего спроса: крупные средства направлялись на развитие инфраструктуры (строительство дорог и мостов, осуществление масштабных гидропроектов), был разработан и осуществлен комплекс мер по привлечению внутренних ресурсов. Во втором полугодии 1999 г. началась реализация программы по увеличению занятости и повышению доходов работающих граждан. В результате реализации данной программы в Китае, предполагаемые цифры экономического роста национальной экономики оказались ниже расчетного показателя прироста ВВП за I квартал 2000 г., что позволило многим экономистам говорить о трудностях, возникших при реализации программы обеспечения высоких темпов развития на базе увеличения потребительского спроса.

    Однако, уже по итогам I полугодия 2000 г. на фоне существенного роста валового внутреннего продукта (ВВП), стало возможно говорить об эффективности проводимой китайским правительством политики. Впечатляющие результаты 3-го квартала 2000 г. позволили аналитикам компании Salomon Smith Barney утверждать, что наблюдаемый экономический рост носит продолжительный характер, т.к. его основной силой становится внутренний спрос.

    Было бы неверно полагать, будто экономическая реформа в Китае происходила «линейно». Время от времени возникала необходимость возвращаться назад и вновь проводить преобразования, которые казались уже завершенными. Вслед за оживлением экономической жизни нередко следовал хаос, который создавал прецеденты, которые несли негативные последствия для экономики Китая, и потому пресекался государственной властью. Также, неверно было бы сравнивать разные страны, с разными типами и устройством экономики и экономическими устройствами рынков развитых стран, ведь в каждой стране и разное устройство рынка, и свои особенные подходы к регулированию рыночных реформ в условиях кризисного спада.

    Трансферы Колорадо Эвеланш и состав на NHL-Transfer.Ru

    Однако, как видно на примере одной из динамично развивающейся экономики мира, можно предположить, что неотложной задачей государства, тесно связанной с проблемой преодоления кризисных явлений, является сосредоточение усилий на поддержке решающих направлений научно-технического прогресса, от овладения которыми зависит технологическое и экономическое будущее нашей страны. Именно в период депрессии и кризисного спада принимаются основные решения по реализации технологических возможностей последующего подъема экономики, по концентрации ведущих технологий в тех отраслях хозяйства, которые должны сыграть роль структурных полюсов роста, развитие которых может повлечь за собой инвестиции и в другие отрасли. В этом состоит один из ключевых моментов обеспечения предпосылок возможного экономического роста.

    © StrategPlann 2009