Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.
Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений является работа ФНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему Российской Федерации.
Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов её обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Одна группа проблем связана с информацией, которая используется для решения задачи прогнозирования. Так, пользователям разной статистической отчётности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, такие, как прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию. Такие проблемы возникают при использовании традиционной сводной статистики, систем бухгалтерского учёта, национальных счетов и статистики государственных финансов. Поэтому одной из актуальных задач является гармонизация различных систем учёта и отчётности. В частности, большие надежды связываются с внедрением международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.
По мнению профессора Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Погорелко И. А., прогнозирование всегда связано с неопределённостью. Поэтому уже при постановке задачи необходимо принимать во внимание, что прогноз зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т. п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным. И если модели физических систем оперируют со сравнительно небольшим перечнем исходной информации и неопределённость в прогнозе возникает в основном из-за действия помех при измерениях, то для моделей экономических систем характерна их зависимость от большого числа различных факторов, нестационарность и т. п. Здесь обычно не удаётся выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот. При этом, так как прогноз на каждый следующий шаг зависит от данных и управленческих решений, полученных (принятых) на предыдущих шагах, то с ростом глубины прогнозирования неопределенность прогноза увеличивается, накладываясь на все неточности предыдущих шагов.
Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиции налогоплательщика.
Совершенствование методов анализа и планирования поступлений налогов и сборов имеют особое значение, поскольку нереальность (завышенность) плановых показателей по сбору налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов и новинки авто.
В процессе налогового прогнозирования разрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов, а также по улучшению общеэкономической обстановки в стране и регионах и созданию необходимых условий для предпринимательства, которые являются основой для планирования дополнительных поступлений налогов за счет их лучшей собираемости. Особо важное значение эти меры имеют в переходный период, когда в условиях платежного кризиса из месяца в месяц растет задолженность предприятий-налогоплательщиков перед бюджетом, а собираемость по отдельным налогам не превышает 50 – 60%.