Формирование и реализация целевых программ предоставляет возможность субъекту управления воздействовать на отдельные научно-инновационные, социальные, технические и технологические стороны развития сферы услуг с целью приведения их в балансовое соответствие с требованиями потребителей к качеству и объемам оказываемых услуг, уровнем конкурентоспособности, отвечающей занимаемому месту на конкретном сегменте рынка услуг.
Целевая программа, принимаемая соответствующим разноуровневым органом управления, должна быть сбалансирована по ресурсам (материально-техническим, трудовым, финансовым), согласована по участию в ней исполнителей (хозяйствующих субъектов различных отраслей, отдельных работников и менеджеров), завершена в установленные сроки с требуемой результативностью научно-технического, технологического, социального, экономического характера. При этом каждый исполнитель, участвуя в целевой программе выполняет тот объем работ, который в соответствии с его отраслевой специализацией может выполнить только он.
Поэтому неоднородный по специализации объем работ в целевой программе можно с системных позиций представить разноотраслевым комплексом по исполнению и специализации. В то же время однородный объем работ в целевой программе (например, научно-инновационный) может быть выполнен группой (кластером) исполнителей, так как один участник целевой программы по своим ресурсным и в данном случае по интеллектуально-творческим возможностям не в состоянии выполнить весь объем работ в установленные сроки.
Реализация целевых программ научно-технической, социальной, экономической направленности, наряду с участием в ней различных ресурсов, установленной продолжительностью осуществления, наличием состава исполнителей программ, в соответствии с направленностью ее цели, экономической, социальной, научной результативностью и эффективностью комплексно использованных ресурсов, должны включать комплекс мер по обеспечению координации действий участников для своевременного выполнения целевой программы, материальной, иной ответственности и стимулирования работников за текущие и конечные результаты работы. Следует отметить и то, что финансирование целевой программы федерального или регионального уровня должно осуществляться при постоянном контроле за текущим расходованием средств и мониторинге экономической эффективности использования ресурсов, достижения социального, научно-технического, экономического результата по завершению целевой программы. Это особенно важно в сфере услуг, где наряду с экономической значимостью и результатом инвестирования программы, доминирует и социальная значимость ее выполнения. Об объемах финансовых средств и их расходовании на выполнение федеральных целевых программ в комплексной социально-культурной составляющей сферы услуг свидетельствуют данные таблица 1.
Как видно из данных таблицы 1, общий объем исполненного финансирования научно-технических, социальных целевых программ и программ в области культуры за период 2003-2009 годов составил 34284,9 млн. руб., что приравнивается к 88,1% лимитированных финансовых средств, так как оставшиеся 11,9% денежных средств будут вложены в социально-культурный комплекс сферы услуг в период 2009-2012 годов.
Следует отметить, что по абсолютной величине и долевой части финансирования отдельной инвестиционной федеральной программы от общих вложений в федеральные программы доминировали в ранжированном порядке программы: «Культура России» (2549,3 млн. руб. и 7,4% к итогу финансирования федеральных целевых программ); «Социальное развитие села» (1737,6 млн. руб., 5,1% к общему итогу государственного финансирования федеральных целевых программ); Федеральная программа развития образования (1494,2 млн. руб., 4,4% к общему объему государственных средств, направляемых на инвестирование федеральных целевых программ); «Дети России» (1071,3 млн. руб., 3,1% от общего размера государственного финансирования федеральных целевых программ). Каждая из федеральных программ инвестирования средств в развитие социально-культурного комплекса России имеет не только целевую направленность использования финансовых средств, но и ориентацию на достижение тех социальных, экономических, демографических и иных результатов, которые соответствуют конституционным, производственно-хозяйственным и рыночным требованиям развития социально-культурного комплекса сферы услуг.
Таблица 1. Инвестиционные государственные вложения средств в отдельные федеральные целевые программы социально-культурного комплекса сферы услуг
Наименование федеральных целевых программ, сроки их выполнения |
Использовано, млн руб. |
В процентах к |
|
лимиту |
итогу |
||
Федеральные целевые программы –всего, |
34284,9 |
88,1 |
100 |
из них |
|
|
|
«Культура России» |
2549,3 |
100 |
7,4 |
«Старшее поколение» |
107,0 |
100 |
0,3 |
«Социальная поддержка инвалидов» |
112,8 |
100 |
0,3 |
«Дети России» |
1071,3 |
99,8 |
3,1 |
Федеральная программа развития образования |
1494,2 |
100 |
4,4 |
Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера |
622 |
95,2 |
1,8 |
«Сохранение и развитие архитектуры исторических городов» |
406,2 |
100 |
1,2 |
«Интеграция науки и высшего образования России» |
65,4 |
100 |
0,2 |
«Социальное развитие села до 2010 года» |
1737,6 |
100 |
5,1 |
Примечание. Таблица 1 составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Небольшие по объему финансовые средства на инвестирование таких социально значимых целевых программ, как «Социальная поддержка инвалидов», «Старшее поколение», «Интеграция науки и высшего образования России», на наш взгляд, выступают рецидивом остаточного принципа федерального финансирования социально значимых инвестиционных программ, от результативности реализации которых в существенной степени зависит и общий социальный рост, повышение уровня благосостояния, качества жизни всех граждан страны и изучение карты коктейлей бара.
В этой связи важно акцентировать внимание на то, что выполнение федеральных и иных целевых программ на основе выделения бюджетных средств являются одним из факторов дополнительного государственного воздействия на решение социально и экономически значимых проблем с целью содействия приведению в сбалансированное состояние развития производственной и социальной сфер народного хозяйства, устранения или противодействия негативным тенденциям, возникающим в условиях сложных межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.