Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов России

    Поскольку одной из основополагающих целей товарной экономики является получение прибыли, постольку любая деятельность есть или должна быть сферой приумножения капитала и с этой позиции любой рынок есть одновременно и рынок для вложения капиталов.

    Сфера, где можно накопить капитал или его получить, – есть финансовая сфера деятельности. А основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, являются: межбанковский рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, ранок страховых и пенсионных фондов. Следует различать рынки, куда можно только вкладывать капитал, или первичные рынки, и собственно финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются, концентрируются и вкладываются в конечном счете в первичные рынки. Так как далеко не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, то и рынок ценных бумаг не может в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом своем качестве есть составная часть финансового рынка.

    Рассматривая развитие фондового рынка России в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности. Фондовый рынок России можно представить как совокупность рынка государственных долговых инструментов, рынка частных ценных бумаг и вторичного рынка фондовой торговли.

    Что касается рынка государственных долговых инструментов, то исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения государственных займов на иностранных рынках. И только в 1809 году государственные долговые бумаги появились на российском рынке. К 1920 году было выпущено 24 государственных займа, а в 50-е годы число держателей государственных облигаций превысило 70 млн. человек.

    С 1830 года стал развиваться рынок частных ценных бумаг, когда в обращении появляются акции и облигации частных компаний. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

    Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческом банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли конкретных бирж. Крупнейшей биржей, осуществляющей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению

    Совета фондового отдела бирж. С конца 1914 года в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами.

    После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. С 1917 года были запрещены советским правительством все операции с ценными бумагами и были аннулированы государственные займы.

    Второй этап развития фондового рынка России начался в период перехода к нэпу. В этот период были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена ВЦИК и СНК о валютных операциях. Общих для всех займов в этот период являлось, во-первых, то, что это была форма принудительного изъятия средств предприятий и заработной платы населения. Во-вторых, непривлекательность из-за невысоких процентов и частного невыполнения обязательств государством, которое выражалось в отсрочке выплат или конверсии займов, при этом выплачивался незначительный доход за пользование этими средствами.

    В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка (3 этап развития). Российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг, который в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.

    Особенностью рынка корпоративных ценных бумаг в 1990 – 1994 гг. было наличие, кроме приватизационных чеков, различного рода «псевдо» ценных бумаг (типа акций «МММ» и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой – внешних обстоятельств: высокая инфляция, нищета и т.п. На 3 этапе развития ранок частных ценных бумаг практически полностью превратился во внебиржевой рынок. С 1995 года начался выход российских корпоративных ценных бумаг на внешние фондовые рынки через механизм депозитарных расписок.

    Рассмотрев исторические аспекты развития фондового рынка России, необходимо остановиться и на перспективах его развития.

    Так, основной целью деятельности Правительства Российской Федерации по развитию фондового рынка в настоящее время является повышение роли фондового рынка в привлечении инвестиций и перераспределении капитала в российской экономике.

    В целях стимулирования вложения сбережений в ценные бумаги российских эмитентов необходимо уточнить регулирование отношений по учету прав на ценные бумаги. Для этого надо внести изменения в закон о рынке ценных бумаг, касающиеся регулирования депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. В частности, конкретизировать требования к депозитарному договору в части повышения ответственности депозитария; установлены более жесткие условия зачисления ценных бумаг на счет депо и их списания со счета депо, а также четкий перечень лиц, которым выдается соответствующая информация, сформулировать обязанности реестродержателей.

    В целях недопущения ущемления прав инвесторов Правительство Российской Федерации на сегодняшний день считает необходимым законодательно установить, что после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг выпуск этих бумаг может быть признан недействительным только по решению суда.

    Учитывая необходимость привлечения сбережений мелких инвесторов, приоритетное значение будет иметь создание условий для развития институциональных инвесторов и постоянное изучение соответствующих новостей компаний.

    Необходимо создать правовую основу действия акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. При этом большое внимание уделить вопросам раскрытия информации, необходимой инвесторам для оценки рисков, связанных с инвестированием и принятием решений, мерам обеспечения интересов акционеров и пайщиков со стороны управляющей компании при осуществлении инвестиционной деятельности.

    Следующим направлением развития фондового рынка и инвестиционных институтов должны стать меры по повышению роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в качестве инвесторов. И с этой целью внести поправки в законодательство, направленные на установление единых требований и единого надзора за размещением и хранением пенсионных резервов НПФ, в частности, предусматривающие ограничения на инвестирование в ценные бумаги лиц, являющихся учредителями НПФ и их вкладчиками.

    Стимулирование инвестиционной активности населения предполагает создание такого механизма, как индивидуальные инвестиционные схемы, которые позволят гражданам на условиях доверительного управления осуществлять инвестиции в российские ценные бумаги. Указанные меры сделают привлекательной работу со средствами населения и будут способствовать увеличению числа участников рынка ценных бумаг.

    Предполагается необходимость усиления финансовых требований и требований к рискам брокеров и доверительных управляющих, принятие мер по развитию конкуренции на рынке посреднических услуг, что приведет к снижению в долгосрочной перспективе трансакционных издержек на рынке ценных бумаг, к увеличению привлекаемых при их посредничестве средств средних и мелких инвесторов, удешевит доступ инвесторов на рынок для совершения самостоятельных сделок.

    Для четкого обособления средств клиентов брокера от его собственных средств, направленного на предотвращение несанкционированного использования денежных средств и ценных бумаг клиентов брокерами, а также на защиту этих средств и ценных бумаг от обращения на них взыскания по долгам брокеров, должны быть решены вопросы о клиентских счетах.

    Необходимо снять необоснованные ограничения на выпуск ценных бумаг, такие, как запрет на выпуск акций в погашение долга акционерного общества, запрет на увеличение уставного капитала за счет собственного имущества компании, а также ограничений срока и объема выпуска облигаций. В этой связи внести изменения как в Гражданский кодекс Российской Федерации, так и в отдельные законы.

    Одним из приоритетов действий Правительства Российской Федерации должно стать содействие формированию срочного рынка в России, что позволит существенно снизить риски инвесторов на фондовом рынке. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации по отмене правовых норм, позволяющих признавать срочные сделки сделками «пари».

    В области развития инфраструктуры фондового рынка усилия целесообразно направить на развитие организованных рынков ценных бумаг. В России должен быть сформирован административно-правовой режим, предполагающий создание различных торговых систем, создана правовая база для развития Интернет-торговли и предоставления финансовых услуг через Интернет.

    В перспективе необходимо законодательно закрепить возможность обращения иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок на российском фондовом рынке. На первом этапе целесообразно ограничить участие иностранных эмитентов на российском рынке условием допуска российских эмитентов на соответствующие национальные рынки.

    Таким образом, рассмотрев историю и перспективы развития фондового рынка и инвестиционных институтов России, можно отметить, что последние годы показали стремительность и необратимость развития фондового рынка России. В этом процессе одновременно проявились черты, свойственные развитию фондового рынка в любой стране, а также специфические российские.

    © StrategPlann 2009