Следствием перехода к рыночной экономике практически во всех странах явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике.
Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Анализ экономического состояния России за последние несколько лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание. Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений. Вместе с тем, занятость – одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.
Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. Все уровни политики занятости объединены единой концепцией занятости, отражающей принятый тип экономического развития.
Политика занятости на макроуровне должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости в социальной рыночной экономике: обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни в качестве цели длительного действия. В этих условиях содействие полной занятости становится стратегической целью.
С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения появится материальная основа обеспечивать современный стандарт жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т. д.
Ближайшей тактической целью должна стать сбалансированность спроса и предложения рабочих мест. Это возможно только при комплексном подходе к условиям достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Чаще всего при решении этой проблемы обращается внимание на развитие системы рабочих мест как необходимой предпосылки упреждения массовой безработицы. Это очень важный аспект, особенно если учитывать значительное увеличение прироста трудоспособного населения в 1996 – 2005 гг. и его неравномерное распределение по территории. В рамках ближайших 15 лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.
Однако, достичь социально и экономически приемлемой сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, особенно в территориальном разрезе, можно воздействуя только одновременно на спрос насе- ления на труд и на предложение рабочих мест. Ранее указывалось на сверхзанятость населения. С точки зрения интересов производства и роста эффективности труда «излишними» являются, по самым осторожным оценкам,
10 – 15% численности работающих. Но сверхзанятость следует оценивать и с позиций интересов человека и условий его жизнедеятельности. Известно, что до 1/3 работающих женщин согласны оставить работу, если муж будет зарабатывать столько, сколько супруги вдвоем зарабатывают сейчас. До 60% пенсионеров работают только по материальным причинам. Если бы указанным группам населения обеспечить экономическую свободу выбора «работать или нет», то можно было бы резко сократить число нуждающихся в работе. Однако эта проблема может решаться в течение длительного периода времени. Пока, как известно, из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат исключительно высокая потребность населения в работе сохраняется, что может сильно осложнить проблему рабочих мест в ближайшей перспективе.
Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда. Речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировке трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.
Демократизация сферы занятости, раскрепощение человека груда позволяют уйти от жестко регламентированных условий занятости, нивелирующих личные интересы и профессиональные возможности различных групп трудоспособного населения. И чем активнее будет осуществляться переход к многообразию условий занятости, тем быстрее появится новая трудовая мотивация высокопроизводительного труда и расширятся возможности обеспечения полной занятости и настольная игра Cashflow.
Для эффективного перелива рабочей силы между предприятиями различных форм собственности и хозяйствования, режимов труда нужна взвешенная политика доходов и регулирования их уровня с помощью налоговой системы. Снятие ограничений на рост заработной платы с хозяйствующих субъектов должно сопровождаться продуманными мерами материального стимулирования работников тех организаций, которые находятся на бюджетном финансировании. В значительной мере это связано с поощрением интеллектуального труда (в сфере науки, образования, медицины, культуры).