Рыночнаясистема экономическихотношений, свободное взаимодействиехозяйствующих субъектов на рынке значительноповышают уровень неопределенности и риска припринятии управленческих решений. В условиях рыночнойконкуренции очень трудно выбирать оптимальные решенияи предвидеть их последствия в бизнесе.
Рыночнаяэкономикане терпитхаоса и темболее не исключаетсистему прогнозированияи основанного на нем хозяйственногопланирования, однако перемещает ее намикроуровень, на уровень предприятия ифирмы. Система планирования в условияхрынка включает в себя процессы составленияпрогноза производства, сбыта, финансовой деятельностифирмы или компании и др. Конкуренция заставляет предпринимателейактивно собирать и изучать информацию о внешней среде с целью предотвращенияошибок и принятия рациональных решений в условиях неопределенности и риска. Всеэто вызывает потребность в улучшении традиционных форм и методик прогнозированияи планирования, а также в тщательном исследовании новых подходов, методов и приемовэкономического анализа и прогнозирования.
Методыи моделивнутрифирменногопланирования и прогнозированиядолжны быть адаптированы к новымусловиям рыночной экономики, должныпозволять осуществлять оперативный выбороптимального решения из имеющихся альтернатив,определять наилучшую стратегию, научно обосновыватьбизнес-план фирмы. В условиях конкуренции на рынке выживаетта фирма, тот предприниматель, который при прочих равных условияхвладеет более достоверной оперативной информацией о внешней среде,о нуждах, запросах и предпочтениях потребителей, который может максимальночутко реагировать на любые изменения в составе потребителей и их запросах.Чтобы вовремя уловить эти изменения и предвидеть их, т. е. прогнозировать,необходимы тщательные маркетинговые исследования на основе статистических иэкономико-математических методов. Чем точнее будет выполнен анализ неопределенностии риска при составлении прогноза для определения потребности в ресурсах (финансовых,трудовых, производственных), тем правильнее принятое управленческое решение и, следовательно,выше техника предпринимательства.
Наличиеинформации,умение обработатьее, осмыслить и вовремявоспользоваться результатами– вот основа успеха в предпринимательскойдеятельности в условиях рыночной конкуренции.Здесь возникает проблема развития информационныхтехнологий в бизнесе.
Всевышесказанноев полной мереотносится к транспорту,который всегда являлся ключевойчастью мирового хозяйства. На автомобильномтранспорте необходимость внедрения современныхинформационных технологий в управлении производственнымипроцессами наиболее очевидна. Ведь по оценкам западных аналитикови отечественных ученых автотранспорт сегодня во всем мире испытываетмощное конкурентное давление со стороны других видов транспорта. В Россииже к этому прибавляется достаточно серьезная конкуренция внутри рынка автотранспортныхуслуг как в связи с возникновением множества Российских мелких частных компаний и фирм,так и в связи с активным участием в перевозках иностранных представителей. Наличие полной,точной и своевременной информации об организации перевозочного процесса часто определяет успехв деятельности АТП. Эффективная работа автотранспортного предприятия невозможна также без осуществлениякомпьютерной обработки путевых документов, учета АТС, снабжения, организации ТО и ремонта, без автоматизациибухгалтерских и финансовых операций и работы диспетчерской службы. Таким образом, работа современного автотранспортногопредприятия немыслима без использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров.
Процессвнедренияинформационныхкомпьютерных технологийв деятельность АТП таитмассу проблем, но являетсянеизбежным. Это обусловленоогромным, все возрастающим объемомподлежащих обработке данных. Традиционнымиспособами не представляется возможным получитьвовремя необходимую информацию и использовать еедля управления предприятием. На сегодняшний моментопределяющим фактором в управлении становится скоростьобработки данных и получение нужных сведений. Это особенноважно для автотранспортных предприятий, специфика деятельностикоторых заключается в наличии большой доли неопределенности внешнейсреды, структуры и объема спроса на услуги, высокой степени риска.
Важными относительноновым подходом,дающим возможностьв каждый момент времениперевозочного процесса учестьвнешние и внутренние относительноавтопредприятия изменения, являетсяиспользование систем прогнозированияи планирования деятельности, предусматривающихрегулярное, периодическое внесение изменение впланы, т. е. использование систем непрерывногопрогнозирования и планирования. В таких системахвозникает необходимость применения математическихметодов и моделей оперативного и текущего планированияна базе современных ПЭВМ (анапа недвижимость, Новости бизнеса Анапы Витязево, анапа отдых).
Вусловияхвозникновенияв деятельности АТП разнообразныхситуаций и обстоятельств,изменения конъюнктуры на рынкетранспортных услуг невозможно однозначноуказать, каким именно образом, с помощьюкакого метода или конкретного комплекса моделейнаиболее целесообразно разрабатывать прогноз илибизнес-план. Могут потребоваться годы напряженнойработы всех специалистов АТП для того, чтобы решитьэту проблему. Более того, динамика развития экономикив условиях рыночной конкуренции такова, что эффективнаясегодня методика может перестать быть таковой завтра. Нонесомненно одно – объединение традиционных информационно-вычислительныхтехнологий на основе экономико-математического моделирования с глобальнымиинформационными сетями и техническими средствами коммуникаций, включая спутниковыесистемы связи, является неизбежным результатом адаптации автотранспортных предприятийи систем к условиям рыночной конкуренции.