Цели и задачи менеджмента банковских услуг

    Современной российской банковской системе чуть более десяти лет. Она создавалась практически с нуля, и весь путь ее развития был настолько трудным и тернистым, что большинство зарубежных аналитиков разводят руками: как удается банкам нашей страны сохранять достойные позиции. Но самое удивительное, что при всей крайности ситуации российскими кредитными организациями до сих пор не выработана система менеджмента.

    Отдельные структуры финансового рынка пытаются внедрять базовые принципы управления, основываясь на зарубежном опыте. Большая же часть действующих организаций продолжает вести опасную игру спекулятивного характера.

    В настоящее время не сложилось единого подхода к определению менеджмента банковских услуг и ни понятийный аппарат, ни аналитическая база, ни принципиальный подход не изучены. Определены лишь такие составляющие экономической науки, как «банковская услуга», «банковский менеджмент», «финансовый менеджмент», «управление персоналом».

    Под финансовым менеджментом как правило понимают «управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка». В основе построения сложного механизма управления лежат банковские услуги.Предоставление услуг – это комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условий для удовлетворения потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли. Необходимо так же отметить, что управление персоналом и управление финансовыми  услугами должны рассматриваться в тесной взаимосвязи, так как большая часть работников учреждений банка напрямую связана с обслуживанием клиентов.

    Менеджмент банковских услуг представляет собой систему управления, обеспечивающую планирование и реализацию финансовых операций банка с целью удовлетворения потребностей клиента и максимизации прибыли.
    Объектами деятельности менеджмента банковских услуг являются процессы финансирования и управления операциями банка и денежными средствами банковской клиентуры.

    Предметом деятельности менеджмента банковских услуг можно назвать разработку и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.

    Основными направлениями менеджмента банковских услуг являются маркетинг услуг; управление активами и пассивами банка; разработка кредитной и депозитной политики; управление собственным капиталом; управление ликвидностью и банковскими рисками; управление персоналом банка.

    В ходе внедрения системы менеджмента возможно решение таких задач как разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей менеджмента банковских услуг; установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг; выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры. Прочими задачами менеджмента банковских услуг можно назвать установление целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг; внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения; внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов; обслуживание клиентов, продажа услуг; повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков. Конечной задачей менеджмента банковских услуг является получение прибыли.

    Решение поставленных задач предполагает многоуровневый подход. Так, решению вопроса о введении новых видов услуг сопутствует анализ доходности и прибыльности, доли в общем объеме операций, необходимого размера собственного или заемного капитала, уровня риска, предполагаемых изменений в системе организации кадров и общего финансового состояния кредитного института. Именно с позиции конкретного вида банковских операций закладываются основы построения сложной системы управления.

    В настоящее время все большее внимание уделяется теориям управления банковским продуктом, основной идеей которых является ориентация на потребности клиента. Поэтому разработка новых продуктов и услуг, непосредственно связанных с новыми технологиями; предложение виртуальных каналов сбыта; изменение политики ценообразования; разработка новых способов коммуникации, а также продуманная политика привлечения и удержания клиента являются основными направлениями деятельности менеджмента банковских услуг. Постоянно внедряются новые системы менеджмента: Management information system, Business unit management, Risk management и другие. Отличительными особенностями этих систем является персонализация предоставления услуг клиентам, децентрализация маркетинга, обеспечение деятельности по схеме «Каждому клиенту – отдельный продукт».

    В современной литературе об управлении ликвидностью, доходностью и прибыльностью банка, его активами и пассивами, банковскими рисками, персоналом, говорится в отрыве от рассмотрения банковских услуг. А ведь именно они и определяют содержание и направления банковского менеджмента. Видимо, более целесообразен подход, при котором банковские услуги, их разнообразие и качество предоставления, сегментация клиентов систематизируют в единое целое все остальные направления. Менеджмент банковских услуг должен придерживаться именно такой взаимосвязи.

    Кредитные организации постоянно стремятся к усовершенствованию своей деятельности в целях удовлетворения потребностей клиента и повышения собственной доходной базы. Необходимость подобных процессов продиктована обострением конкурентной борьбы в банковском секторе и проблемой выживания в сложившейся экономической обстановке. Лишь только правильная организация управления деятельностью банка в сфере предоставления услуг может свидетельствовать об эффективности работы субъекта кредитных отношений.

    Создание единой системы управления для всех российских банков в современных условиях невозможно. Специфика регионов, отраслей, направлений деятельности играет свою непосредственную роль. Но определение общих принципов функционирования системы, которые можно было бы адаптировать к конкретным банкам, существенно упростили бы работу банковских менеджеров.

    Менеджмент банковских услуг призван решить поставленные задачи.

    © StrategPlann 2009