Анализ будущих целей конкурента

    Выяснение будущих целей конкурента позволяет фирме уяснить рял очень важных моментов его функционирования. В частности, можно определить то, насколько конкурент доволен текущим положением дел, насколько серьезно следует относиться к предпринимаемым им текущим действиям, в какой мере он собирается пойти на изменение своей стратегии, насколько он будет готов пойти на изменения в случае, если поменяется поведение его конкурентов, по каким направлениям он будет усиливать конкуренцию, а по каким ослаблять.

    Предлагаемый М. Портером подход к анализу будущих целей конкурента предполагает изучение следующих характеристик (Porter, р. 51-53):

    - финансовые цели;

    - отношение к риску;

    - ценности и нормы, существующие в организации;

    - структура организации;

    - системы контроля и стимулирования;

    - система бухгалтерского учета;

    - типы руководителей, в особенности высших руководителей;

    - сложившиеся представления о будущих направлениях развития фирмы;

    - состав совета директоров;

    - контрактные обязательства, которые могут лимитировать альтернативы поведения;

    - регуляционные ограничения со стороны государства.

    Если конкурентом выступает организация, являющаяся частью более крупного образования, то в этом случае важно также провести анализ будущих целей головной организации. Изучение в данном случае ведется по следующим направлениям (Porter, р. 53-56):

    - текущие результаты деятельности головной фирмы (рост продаж, норма прибыли и т.п.);

    - общие цели головной организации;

    - степень важности изучаемой конкурентной организации для головной организации;

    - причины вхождения головной организации в данный конкретный бизнес (излишние мощности, необходимость вертикальной интеграции, желание использовать сети распределения и т.п.);

    - экономические связи между организациями, находящимися под управлением головной организации (степень вертикальной интеграции, проведение общих НИОКР и т.п.);

    - ценности и принципы высшего руководства;

    - общие стратегии, реализуемые головной организацией;

    - степень зависимости организации от функционирования других подразделений, находящихся под управлением головной организации (цели по объему продаж, нормативы по прибыльности, ограничения на используемый капитал);

    - планы диверсификации;

    - организационная структура головной организации с четкой фиксацией позиции и статуса каждой организационной единицы;

    - контроль и оплата работы дивизиональных руководителей;

    - тип обычно награждаемых руководителей (это поддерживает определенный тип стратегического поведения);

    - стратегия найма;

    - уязвимость для антимонопольного и других типов регулирования;

    - личное отношение высшего руководства к организации. Кроме этого, также важно проанализировать стратегию портфеля бизнесов (продукции) головной организации и посмотреть, в какой мере конкурирующая организация вписывается в эту стратегию (подробнее об анализе портфеля см. п. 2). Для - этого необходимо ответить на следующие вопросы (Porter, р. 56-57):

    - по каким критериям головной организацией проведена классификация бизнесов;

    - какие бизнесы занесены в разряд "дойных коров";

    - какие бизнесы, возможно, будут сокращаться и прекращаться;

    - каким бизнесам отводится роль стабилизаторов на случай возникновения отклонений в портфеле;

    - каким бизнесам отводится роль предохранителей главных бизнесов;

    - в какие бизнесы головная организация хотела бы вкладывать деньги и добиваться расширения их доли на рынке;

    - какие бизнесы дают самый большой вклад в рост продаж, поступление денег, прибыль и т.п.

    Проведя весь этот анализ, фирма сможет определить для себя, в какой мере она способна вести конкуренцию данным продуктом с данными конкретными конкурентами и попытаться найти лучшую позицию на рынке, которая облегчит ей конкурентную борьбу.

    © StrategPlann 2009