Понятие сформулировано в результате исследования процесса развития предприятия. Стратегическая задача представляет собой будущее событие как внутри организации, так и за ее пределами, которое может сильно повлиять на ее способность достижения целей развития предприятия.
Организация проводит пересмотр стратегии раз в несколько лет. При этом анализируется деятельность прошлых лет, а особое внимание уделяется выявлению существенно важных стратегических задач. Анализ основных тенденций изменения внешней среды помогает организации своевременно выявить дополнительные стратегические задачи. Основным в процессе стратегического планирования становится решение проблем, связанных с влиянием внешней среды на организацию. Поэтому процесс выбора стратегии сопровождается анализом стратегических задач, т. е. анализом воздействия существенных событий на развитие предприятия и его реакции на них.
В современных условиях хозяйствования любой организации желательно разделить анализ стратегических задач и анализ стратегического планирования. Это обусловлено тем, что, во-первых, многие предприятия не имеют возможности заниматься ежегодным стратегическим планированием, а во-вторых, потому что внешняя среда характеризуется быстрой изменчивостью и неожиданным воздействием на экономическую среду организации. Сочетание быстроты и новизны не дает организации возможности вовремя и правильно сориентироваться в возникшей проблеме. Эти факторы обосновывают необходимость самостоятельно выделить решение стратегических задач.
В этой связи целесообразно сформировать систему управления стратегическими задачами, которая подразумевает собой последовательность мероприятий по раннему выявлению неожиданных изменений как внутри организации, так и вне ее, а также систему мероприятий по своевременному и быстрому на них реагированию. Своевременного определения изменений можно добиться применением системы мер, которая подразумевает:
- что решение стратегических задач должно происходить непрерывно на протяжении всего года, что является периодическим (например, ежемесячным или ежеквартальным) пересмотром и корректировкой всех ключевых стратегических задач;
- непрерывное отслеживание экстренных проблем внутри и вне организации в промежутках между корректировками. Причем при выявлении проблем организация должна немедленно обратить на них внимание.
Быстрое реагирование может достигаться следующими взаимосвязанными между собой методами.
- Полномочия по управлению системой возлагаются на группу руководства организации, которая имеет соответствующие знания и полномочия, для того чтобы оперативно применять меры по быстрому реагированию.
- Система реагирования иногда может идти в разрез с иерархией организации и основными принципами управления. При этом если проблемная ситуация не вписывается в управленческие рамки фирмы, то создаются экспертные группы по распоряжению необходимыми ресурсами и взаимодействию с основными структурными подразделениями организации, которые подчиняются высшему руководству.
- Система управления стратегическими задачами подразумевает решение, корректировку и пересмотр стратегических задач, а не планирование реакции. При этом планирование осуществляется одновременно с осуществлением системы мер.
Этапы анализа стратегических задач представлены на рис. из которого следует, что выделяются три источника информации о возможных стратегических задачах.
1. Информация о тенденциях изменения во внешней среде организации:
- Тенденции морового рынка.
- Конкуренция.
- Деловые связи с иностранными партнерами.
- Тенденции валютного рынка.
- Инфляционные процессы.
- Экономические и политические тенденции.
- Государственный контроль и т. п.
2. Внутриорганизационная оценка ситуации:
- Организационная структура.
- Стиль руководства.
- Подготовка персонала.
- Наукоемкость.
- Ресурсоемкость.
3. Информация о тенденциях изменения показателей организации, которая должна быть согласована с целями ее развития, так как на практике, как правило, существует разрыв между целями и реальными показателями работы организации. Поэтому целеполагание должно проходить неотрывно от регулярной проверки результатов деятельности. Выявленные цели имеют обычно горизонт планирования не менее года и должны быть соотнесены и скорректированы с имеющимися показателями работы фирмы. При этом за тенденциями изменений показателей необходимо неотрывно следить на протяжении всего года, для того чтобы имелась возможность оперативного вмешательства в процесс корректировки целей.
Рис. 9.12. Анализ стратегических задач
Следующий этап анализа стратегических задач - то оценка последствий и срочности принимаемых мер. На данном этапе целесообразно использовать метод экспертных оценок. На основании проведенного анализа экспертным путем присваиваются баллы каждой выявленной тенденции, например от -10 до +10. Помимо выявления и оценки, необходимо также определить вероятность возникновения и сроки появления данной тенденции. В группу экспертов, обладающих соответствующими навыками и опытом, также должны и руководители предприятия. Результаты проведенного анализа можно оформить в виде табл. 9.4.
Важным аспектом для данного анализа является определение времени ответной реакции на предполагаемое событие. При этом может иметь место следующая оценка:
- если существует необходимость немедленного реагирования на какое либо событие, то скорость реакции - высокая;
- при возможности перенести ответные действия, но только до следующего цикла планирования, скорость принимается как средняя;
- при возможности отложить ответную реакцию на длительный срок до точного получения всех необходимых данных скорость реакции считается низкой.
Заполнение таблицы заканчивается определением и описанием возможностей и угроз, которые вытекают из поставленных стратегических задач. Расставив возможности в порядке приоритетности от наиболее важных к наименее важным, получается список основных стратегических задач для управления организацией, который может быть скорректирован в зависимости от типа воздействия, рассмотренного на рис. 9.13. Задачи, для которых решение определено, относят к несущественным и заменяют новыми.
Предложенные выше методические подходы к выявлению стратегических задач помогают сократить их список, выявив наиболее приоритетные направления в рамках сложившейся внутриорганизационной ситуации и имеющегося ресурсного потенциала.
Как правило, обязанности при решении стратегических задач в фирме распределяются между несколькими группами: штабом, общим руководством и функциональными подразделениями. Взаимосвязь и распределение обязанностей иллюстрирует рис. 9.14.
Таблица 9.4 Анализ последствий изменений внешней среды организации и времени ответной реакции
Тенденции |
Последствия |
Время наступления последствий |
Время ответной реакции |
Скорость ответной реакции |
Категория стратегической задачи |
Угрозы |
Возможности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость реакции |
Воздействие |
|
Несущественное |
Существенное |
|
Высокая |
Исключить из перечня стратегических задач |
Создать целевую группу |
Средняя |
Включить в следующий цикл планирования |
|
Низкая |
Продолжить наблюдение |
Рис. 9.13. Типы стратегических задач
Под штабом понимается группа работников, в обязанности которых входит: изучение динамики внешней среды, выявление стратегических задач, их первичная оценка и т. п. Общее руководство выполняет оценку важности стратегических задач, составляет их список, а также распределяет полномочия по их решению. Проектным и функциональным службам предоставлено право заняться решением стратегических задач в рамках своих подразделений.
Рис. 9.14. Распределение обязанностей при решении стратегических задач организации
Сутью метода управления стратегическими задачами можно назвать заполнение пробелов в ежегодном планировании. Задача данного метода заключается в дополнении планирования в случае выявления несоответствий в обеспечении согласования с периодическим планированием на предприятии. Данная система требует дисциплинированной и скоординированной работы всех подразделений организации.