Понятие организационной культуры

    Если организационная структура, устанавливая границы организационно выделенных подразделений и задавая формальные связи между ними, выступает как бы остовом, "скелетом" организации, то своего рода "душой" организации, устанавливающей невидимые рычаги, направляющие действия членов организации, является организационная культура. Обычно она проявляется в виде разделяемых в организации ценностей, принятых верований, норм поведения и т.п.

    Считается, что организационная культура складывается из следующих шести составляющих:

    • философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;
    • доминирующие ценности, на которых базируется организация, которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей;
    • нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
    • правила, по которым ведется "игра" в организации;
    • климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;
    • поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.

    Организационная культура формируется как реакция на две группы задач, которые приходится решать организации. Первую группу составляют задачи интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся такие задачи, как:

    • создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии;
    • установление границ группы и принципов включения и исключения из группы;
    • создание механизма наделения властью и лишения прав, а также закрепления определенного статуса за отдельными членами организации;
    • установление норм, регулирующих неформальные отношения между лицами разного пола;
    • выработка оценок, касающихся того, что в поведении сотрудников желательно, а что - нет.

    Ко второй группе относятся те задачи, которые организации приходится решать в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий круг вопросов, связанных с выработкой миссии, целей и средств их достижения.

    © StrategPlann 2009