Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса и теория Портера-Лоулера.
Как готовиться студенту?
1. Большая часть времени должна быть потрачена до начала занятий на изучение ситуации, чтение конспекта лекций, учебников и пособий.
2. Прочитать ситуацию первый раз достаточно быстро с тем, чтобы понять проблему участников событий, роль "главного героя", внешнее окружение.
3. Самому вжиться в роль менеджера, которому нужно решить эту проблему, и побывать в "шкуре" главного героя ситуации.
4. Прочитать ситуацию второй раз более внимательно с карандашом в руках, сделать необходимые пометки, выбрать факты и цитаты для подготовки письменного доклада и предложить свою версию решения проблемы.
5. Перепроверить различные факты, сведения, доводы своей версии, окончательно убедиться в ее правильности либо проработать другую версию (альтернативу) решения ситуации. Хорошо на этом этапе проконсультироваться с другими студентами, анализирующими данную ситуацию.
6. Подготовить доклад по конкретной ситуации и представить его в машинописном виде. Рекомендуем придерживаться приведенной ниже структуры доклада.
7. При проведении занятия по разбору конкретной ситуации занимать активную позицию ("не отсиживаться"), умело доказывать свою версию, группироваться с другими студентами, придерживающимися аналогичный точки зрения. Помните, что преподаватель ведет персональную оценку студентов.
Типовая структура письменного доклада ситуации
1. Обобщение. В какой отрасли бизнеса возникла ситуация? В чем главная проблема? Суть ситуации? Кто участвовал в ситуации?
2. Участники событий. Какие люди участвовали в событии? Краткое описание (возраст, должность, профессия, достоинства, недостатки). Их высказывания в виде прямой речи.
3. Характеристика организации. Из какой отрасли бизнеса? Организационно-правовая форма. Положение на рынке региона. Внешнее окружение бизнеса, его природа и характер. Соотношение с другими организациями (конкуренция и партнерство).
4. Хронология событий. Только факты и события без оценки в трех периодах времени: прошлое, настоящее, будущее.
5. Статистика (если имеет место в ситуации). Сделать анализ таблиц, схем и данных. Изучить динамику (вверх, вниз, нестабильность). Выделить главное звено в анализе данных (лучше отметить цветными фломастерами).
6. Концептуальные вопросы'. Какова стратегия организации? Система управления организации. Мотивация людей. Финансовое состояние (прибыль, убытки). Управление персоналом. Качество продукции и услуг. Особенности в оплате труда. Сущность конфликта.
7. Альтернативные решения: Возможность направления действий. Полный перечень альтернатив. Аргументация и оценка каждой альтернативы в виде таблицы "За" и "Против". Методы и средства решения ситуации. Отбор рациональных альтернатив.
8. План действий. Какие стратегии можно применить? Кадровые решения. Финансовые решения. Структурная перестройка. Улучшение качества, за счет чего. Изменения в мотивации и оплате труда.
Доклад должен быть объемом 2-3 стр. машинописного текста, с цитатами из ситуации, таблицами, схемами, грамотно и хорошо оформлен. Доклад сдается преподавателю, который оценивает его по пятибалльной шкале. Помните слова Вольтера: "Извините за мое длинное письмо, у меня не было времени написать короткое".
Тест "Мотивация к успеху"
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых следует ответить «да» или «нет». Ответы рекомендуем записать на листе бумаги: 1- да, 2 - нет, 3 - да и т.д. Время на тест - 15 минут.
Вопросы |
Да |
нет |
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, лучше сделать быстрее первый, а второй отложить на определенное время |
|
|
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу' на все 100% выполнять задание |
|
|
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту |
|
|
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних |
|
|
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой |
|
|
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних |
|
|
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим |
|
|
8. Я более доброжелателен, чем другие |
|
|
9. Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха |
|
|
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха |
|
|
11. Усердие - это не основная моя черта |
|
|
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы |
|
|
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят |
|
|
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала |
|
|
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком |
|
|
16. Препятствия делают мои решения более твердыми |
|
|
17. Я честолюбив |
|
|
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно |
|
|
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других |
|
|
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас |
|
|
21. Нужно полагаться только на самого себя |
|
|
22- В жизни мало вещей более важных, чем деньги |
|
|
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю |
|
|
24. Я менее честолюбив, чем многие другие |
|
|
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу |
|
|
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие |
|
|
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать |
|
|
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе |
|
|
29. Мне приходится выполнять ответственную работ)7 чаще, чем другим |
|
|
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше |
|
|
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым |
|
|
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег |
|
|
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя |
|
|
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять |
|
|
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и стараюсь найти выход |
|
|
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения |
|
|
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других |
|
|
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца |
|
|
39. Я завидую людям, которые не загружены работой |
|
|
40. Я не завидую тем> кто стремится к власти и положению |
|
|
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер |
|
|
Итого: |
|
|
Ключ к тесту "Мотивация к успеху"
Вы получили по 1 баллу за ответ "да" на следующие вопросы: 2, 3, 4,5,7, 8,9,10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25,26, 27,28, 29, 30, 32, 37, 41.
Вы также получили по одному баллу за ответ "нет" на вопросы: 6,13,18,20,24,31,36,38,39.