Как только структурное подразделение или отдельный сотрудник оказываются в поле зрения контроля, они стремятся улучшить положение дел.
Принципы изменения поведения контролируемых:
• информация используется для оценки деятельности;
• наглядность результатов доставляет удовлетворение от хорошо сделанной работы.
Стратегия контроля предусматривает внешний и внутренний контроль.
Внешний контроль проявляется в постоянном контроле за действиями исполнителей и стимулировании результатов работы.
Принципы действенности внешнего контроля:
• постановка целей контроля;
• стимулирование большинства (не только отличных самых лучших);
• наказание невыполнения;
• наказание недобросовестного выполнения;
• связать систему материального поощрения с результатами работы.
Нежелательные последствия внешнего контроля:
• появление желания улучшить не саму работу, а показатели;
• стремление улучшить только ту работу, которая попадает в поле зрения контроля, забросив другие дела;
• старание блокировать сведения, снижающие оценок по контролируемым работам. Это приводит к снижению достоверности информации;
• непроизводительное расходование сил и времени работников, проверяющих результаты работы;
• стремление оправдать свои действия в контролируемой области.
Внутренний контроль — это:
• путь к признанию;
• средство самоутверждения;
• средство завоевания авторитета
Принцип действенности внутреннего контроля заключается в коллективном установлении целей работы и порядка их выполнения, а также в использовании контроля для выявления проблем и поиска решения. Кроме того, внутренний контроль, так же, как и внешний, может служить для организации стимулирования. Это дает возможность определять меру стимулирования не по частной оценке конкретной работы, а по комплексу показателей деятельности.