Контроль исполнения рекомендуется осуществлять с помощью карточек, заполняемых в двух экземплярах.
На лицевой стороне такой карточки указываются регистрационный номер и дата, содержание документа, срок исполнения, ответственный исполнитель. На оборотной стороне — фактические сроки исполнения.
Один экземпляр хранится у исполнителя, второй — у руководителя или в контрольной службе. В конце месяца подводят итоги работы, определяют коэффициент исполнительской дисциплины и на его основе осуществляют стимулироние.
Таким образом, коэффициент исполнительской дисциплины может использоваться как дополнительный показатель системе премирования.
Оценка является естественным завершением и элементом контроля. Оценка исполнителей поручений — это оценка результатов работы исполнителей, занятых на выполнении поручений.
Оценка результатов деятельности заключается в их анализе и сравнении предполагаемыми результатами. Если результаты не адекватны требованиям, прогнозам и программе, то необходима их корректировка.
Оценка исполнения — это заключение о выполнении работы. Она проявляется в официальном и систематическом оценивании руководителей, служб и исполнителей.
Существует несколько целей оценки исполнения:
• улучшение исполнения;
• сбор информации для принятия решения;
• способствование соблюдению стандартов;
• дифференциация оплаты труда и стимулирования;
• сбор фактов для минимизации субъективности заключения;
• информирование о необходимости обучения и переподготовки;
• сбор данных для формирования образа будущего исполнителя;
• формирование новых стандартов и целей исполнения. Основными методами оценки являются:
• ранжирование служб, подразделений, руководителей и исполнителей по уровню заслуг;
• балльная оценка;
• шкала для оформления персональных характеристик;
• система сильных и слабых сторон;
• беседы.
В ходе оценки исполнения возникают следующие проблемы:
• определение стандартов оценки и используемых критериев;
• применение коллективной или индивидуальной оценки;
• возможность ошибок в оценке;
• после совершения оценки возможно изменение поведения работника;
• несоответствие критериев (критерии краткосрочного исполнения не могут служить базой для долгосрочных оценок);
• множество критериев снижает объективность оценки;
• слишком сильные или слабые стороны характеристики могут привести к снижению мотивации;
• разработка схем оценки, пригодных для различных направлений деятельности, предусматривает необходимость различных критериев;
• применяются стандарты, устанавливаемые неофициальными организациями;
• оценка, не приносящая действенных результатов, воспринимается как пустая трата времени и порождает конфликты.
Тем не менее, несмотря на все трудности, проблемы и несовершенство, оценка исполнения - это необходимый инструмент современного управления персоналом.