Формирование эффективных команд

    Социальные технологии появились в структурах управрения с того момента, когда специалисты начали рассматривать управление как систему, населенную субъектами управления, т. е. как социальную систему.

    Подходов к описанию функционирования социальных систем известно много, но мы предлагаем подойти к этой проблеме с позиции изучения отношений составляющих ее субъектов деятельности — руководителя системы и его "команды".

    В социальной психологии давно существует аксиома, утверждающая, что изменение характеристик межсубъектных отношений непосредственно влияет на характеристики социальной системы. Состояние системы фиксируется с помощью определенного языка описания. Эффективной технологией изменения таких характеристик социальной системы, как гибкость, адаптивность и управляемость, является имитационно-моделирующая система рефлексивного типа (ИМС). Имитационно-моделирующая система опирается на прочный операционный базис, позволяющий диагностировать, прогнозировать и изменять социальную систему от существующего до заданного состояния с ранее заказанными характеристиками.

    В основу ИМС положено представление о структуре деятельности как о циклической последовательности состояний субъекта деятельности (управления).

    В качестве состояний деятельности выделяются:

    М — мотивация, целеполагание;

    Д — действие;

    Р — рефлексия, знание, анализ.

    Для всех дальнейших рассуждений и для удобства представления структуры деятельности циклические состояния в последовательности действий могут быть представлены как последовательность процессов.

    Любая деятельность содержит эти этапы, переживаемые субъектом деятельности как состояния. Но каждый из этих этапов есть также деятельность. Следовательно, каждый отрезок кольца — (М), или (Д), или (Р) может быть представлен в том же разбиении (МДР), что и весь цикл.

    Перемещение субъекта деятельности из одного состояния в другое, т. е. его движение по структурному кольцу деятельности, возможно только в одном направлении — от мотивации через деятельность к анализу, от рефлексии — к МДР. Особо необходимо отметить, что количество состояний не является жестко заданным и может быть дополнено другими состояниями, например проектированием или планированием, и цикл будет выглядеть как МПДР. Внутри каждого из этих состояний можно выделить такие же компоненты состояний (МДР или МПДР).

    Малые буквы используются для того, чтобы отличить уровни дробности разбиения основного кольца МДР и внутренних составляющих этих состояний МДР. При этом надо учитывать, что мы вкладываем следующий смысл в измеряемые параметры:

    мМ — изначальный энергетический потенциал сотрудника, его мотивированность к тому или иному виду деятельности или работе вообще, энергичность, активность, "хочу хотеть", с которого начинается любое дело;

    ДМ — умение ставить перед собой цель здесь и сейчас, искусство выбора тактической цели, умение определить цель своих действий в контексте субъектов деятельности;

    рМ — умение ставить перед собой стратегическую цель, степень понимания того, что в принципе может являться этой целью, искусство проектирования желаемого состояния системы отношений с другими субъектами деятельности;

    мД — желание действовать, деятельностная активность, "моторчик", который заставляет проявлять деятельностную активность, устремленность к совершению действий, умение взаимодействовать с другими людьми на стадии подготовки того или иного действия;

    дД — искусство совершать действия, совершение действий здесь и сейчас, умение взаимодействовать с другими людьми в процессе совершения действия;

    рД — искусство программирования будущих действий, понимание того, что в принципе можно было бы сделать реально при сложившихся отношениях между другими действующими субъектами, а также искусство анализировать совершенные действия;

    мР — любопытство, "хочу понять", активность интеллектуальной жизни индивида, а также то, насколько ему интересен анализ межличностных отношений;

    дР — искусство быстрого анализа и оценки ситуации "здесь и сейчас", исследовательская позиция по отношению к жизни и происходящим в социуме событиям. Понимание "социальной игры", интересов и устремлений действующих субъектов;

    рР — умение анализировать способы собственного анализа, философский и методологический потенциал, культура мышления вообще, "ego cogito" как ментальная позиция (осознание акта собственного мышления и способов осуществления этого акта).

    Структура деятельности каждого из этих уровней описывается параметрами: мМ, дМ,  рР. Субъект, выполняя действие, "двигается по кольцу" деятельности и переходит из состояния мМ в состояние дМ и т. д. Переход осуществляется как следствие опыта, навыков, знаний, имеющихся в какой-то из существующих реальностей — предметной, игровой или игротехнической. Измеренные параметры структуры деятельности представляют собой количественные оценки опыта, накопленного в процессе деятельности и закрепленного в качестве умений и навыков. Каждый из этих параметров измеряется на трех качественных уровнях:

    • предметный уровень — чисто предметный опыт, в котором отсутствуют элементы межличностных, межчеловеческих отношений;

    • игровой уровень — уровень, где человек умеет принимать в расчет человеческие интересы и устремления, их игру контекст, который они создают;

    • игротехнический — уровень, когда человек умеет управлять ситуацией на уровне управления желаниями, действиями и идеями.

    Человек, выполняющий предметную деятельность — "предметный" человек — это зритель в действии, он только выполняет действие и не более. "Игрок" есть актер, выполняющий определенную роль, заданную руководителем. "Игротехник" — это человек, владеющий ситуацией и создающий. "Игротехник" — это режиссер в драме жизни, строящий процесс игрового взаимодействия, в том числе социального, пользуясь привнесенным "игроками" содержанием как средством продвижения игроков по кольцу деятельности. В предлагаемой технологии количественные оценки состояний субъектов позволяют построить МДР-матрицу структуры деятельности субъекта в разных реальностях. Матрица применяется как характеристика опыта субъекта, накопленного им в процессе своей деятельности. Любая социальная система в своем движении проходит те же этапы, что и отдельный индивид.

    Технологию использования матрицы МДР можно описать  следующим образом:

    • все субъекты находятся в, "пространстве" деятельности, которое характеризуется и описывается "идеальной" базовой матрицей (МДР) — б;

    • МДР-матрица субъекта отличается от этой базовой матрицы и степень отличия зафиксирована в параметрах матрицы субъекта;

    • сравнивая МДР-матрицы субъектов и их параметры, можно определить отношения между ними.

    Степень размытости отношений определяется различными позициями субъектов на кольце деятельности. Субъекты могут  находиться в разных точках кольцевой структуры, что определяется их матрицами и характеризует их отношения. Для выявления характеристик конфликтных ситуаций и разногласий субъектов необходимо определять характеристики матриц:

    • симметрию матриц

    • отличие матриц по параметрам

    • степень асимметрии матриц

    • параметры матриц

    Все эти параметры интерпретируются социально как параметры отношений в социуме, которые влияют на "ткань" отношений субъектов. Процедура интерпретации учитывает специфику рассматриваемых социальных отношений в конкретной организации. Параметры матриц позволяют определять "союзнические" и "конфликтные" пары в социуме и степень выраженности этих отношений. Анализ такого изображения позволяет выделить группы субъектов с отношениями определенного типа и определить, какие группы определяют отношения в социуме. Это позволяет прогнозировать социальные воздействия на группу или субъектов, полезные с точки зрения изменения в нужном направлении социальных характеристик системы. Представленная социальная технология дает возможность диагностировать, оценивать отношения в социуме, прогнозировать и осуществлять целенаправленное воздействие на социум для получения заданных отношений.

    Смысл применения представленной социальной технологии определяет сервисные возможности:

    • качественного, рассчитанного на основе прогноза развития социума, профессионального воздействия на субъектов деятельности, способного организовывать и направлять развитие управленческого и исполнительного аппарата социума;

    • имитационно-игрового моделирования, позволяющего радикально изменять структуру связей, стереотипов поведения и отношений в системе путем воздействия на нее и изменения ведущих уровней структуры деятельности субъектов;

    • получения в социальной системе слаженной команды, адекватно реагирующей на складывающиеся ситуации и удерживающей общее состояние системы и ее стратегические цели и ценности на заданном уровне, осуществляющей самостоятельные тактические шаги в социальной, экономической и политической сферах деятельности.

    Предлагаемая социальная технология позволяет решать проблемы управления:

    • формировать новые управленческие и исполнительные структуры под новые проекты;

    • проверять управленческую реализуемость существующей структурой управления новых организационных и бизнес-проектов;

    • выстраивать отношения между различными формами собственности в структуре управления организации;

    • осуществлять организационное проектирование;

    • осуществлять функциональную соорганизацию между различными разнонаправленными группами профессионалов старой или вновь создаваемой команде;

    • проводить "командоформирование" под конкретное направление деятельности в социальной, экономической и политической сферах.

    Социальная технология работает при создании новых направлений деятельности, реально прогнозирует результаты принимаемых решений и позволяет корректировать деятельность руководства и сотрудников системы управления.

    В результате реализации технологического проектирования и имитационного моделирования управления могут осуществляться:

    • повышение эффективности взаимодействия управленческих структур на всех уровнях организации;

    • обеспечение гибкости и адаптивности системы управления организацией при появлении новых форм или направлений деятельности и решение соответствующих этим изменениям вопросов кадровой политики;

    • децентрализация управления и соответствующая ей специализация управленческих структур организации;

    • отработка взаимодействия между управленческими структурами при переходе к новым условиям, диктуемым законодательной, правовой или социальной сферой;

    • выявление позиционно-конфликтных ситуаций и преодоление феномена группового црофессионально-кланового эгоизма в системах управления;

    • формирование и совершенствование средств принятия управленческих решений в предполагаемых инновационных обстоятельствах;

    • подготовка групп внутренних консультантов из персонала организации для удержания построенного процесса изменения структуры деятельности организации и дальнейшего управления им.

    © StrategPlann 2009