Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство.
Результат труда руководителя — решение, т. е. специфический вид информации, направляющей функционирование и развитие трудового коллектива.
Предпосылки возрастания роли руководителя:
> количественные и качественные изменения в производстве;
>длительность хозяйственных процессов;
> возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);
> рост объема знаний;
> повышение культурного и образовательного уровня сотрудников.
Руководитель осуществляет следующие функции:
1. Производственные функции руководителя: Обеспечение нормального, скоординированного, рйтмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.
2. Экономические функции:
Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.
3. Организаторские функции:
• объединение усилий работникбв в колдективе, обеспечение эффективного управления;
• постановка перед коллективом общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;
• определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;
• руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);
• организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.
Требования к руководителю:
> нравственные;
> профессиональная компетентность;
> социально-психологические;
> организаторские;
> интеллектуально-волевые;
> педагогические.
Нравственные требования
• ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;
• участие в общественной жизни;
• дисциплинированность — внутреннюю потребность действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;
• человечность — чуткое и внимательное отношение людям, их нуждам;
решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы.
Компетентность предполагает наличие:
• знаний, умений, навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;
• знания законодательства по вопросам организации труда членов коллектива, повышения квалификации;
• знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановки и воспитания членов коллектива.
Социально-психологические требования:
• чувство коллективизма — вера в силу и возможности коллектива;
• общительность — коммуникабельность, умение вступать в контакт с людьми;
• культура общения — умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;
• самообладание — умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.
Интеллектуально-волевые требования:
• умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению; чувство нового — умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвовать в нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;
• творческий подход к делу — умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;
• настойчивость — способность доводить все до конца, устранять преграды.
Организаторские требования:
• деловитость — стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;
• целеустремленность — умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи;
• предприимчивость — своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;
• распорядительность — способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;
• организаторское чутье — умение разбираться в людях, налаживать организаторскую работу, выявлять психологические особенности подчиненных, учитывая их при расстановке кадров;
• общественная энергичность — способность заражать подчиненных своей энергией и уверенностью, активизировать их деятельность;
• умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день. Педагогические требования:
• умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, устранять отрицательные и закреплять положительные качества;
• способность налаживать и поддерживать дисциплину, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания;
• умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи;
• умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование.