Роль и функции руководителя в управлении коллективом

    Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство.

    Результат труда руководителя — решение, т. е. специфический вид информации, направляющей функционирование и развитие трудового коллектива.

    Предпосылки возрастания роли руководителя:

    > количественные и качественные изменения в производстве;

    >длительность хозяйственных процессов;

    > возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);

    > рост объема знаний;

    > повышение культурного и образовательного уровня сотрудников.

    Руководитель осуществляет следующие функции:

    1. Производственные функции руководителя: Обеспечение нормального, скоординированного, рйтмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

    2. Экономические функции:

    Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.

    3. Организаторские функции:

    • объединение усилий работникбв в колдективе, обеспечение эффективного управления;

    • постановка перед коллективом общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;

    • определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;

    • руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);

    • организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.

    Требования к руководителю:

    > нравственные;

    > профессиональная компетентность;

    > социально-психологические;

    > организаторские;

    > интеллектуально-волевые;

    > педагогические.

    Нравственные требования

    • ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;

    • участие в общественной жизни;

    • дисциплинированность — внутреннюю потребность действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;

    • человечность — чуткое и внимательное отношение людям, их нуждам;

    решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы.

    Компетентность предполагает наличие:

    • знаний, умений, навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;

    • знания законодательства по вопросам организации труда членов коллектива, повышения квалификации;

    • знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановки и воспитания членов коллектива.

    Социально-психологические требования:

    • чувство коллективизма — вера в силу и возможности коллектива;

    • общительность — коммуникабельность, умение вступать в контакт с людьми;

    • культура общения — умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;

    • самообладание — умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.

    Интеллектуально-волевые требования:

    • умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению; чувство нового — умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвовать в нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;

    • творческий подход к делу — умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;

    • настойчивость — способность доводить все до конца, устранять преграды.

    Организаторские требования:

    • деловитость — стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;

    • целеустремленность — умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи;

    • предприимчивость — своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;

    • распорядительность — способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;

    • организаторское чутье — умение разбираться в людях, налаживать организаторскую работу, выявлять психологические особенности подчиненных, учитывая их при расстановке кадров;

    • общественная энергичность — способность заражать подчиненных своей энергией и уверенностью, активизировать их деятельность;

    • умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день. Педагогические требования:

    • умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, устранять отрицательные и закреплять положительные качества;

    • способность налаживать и поддерживать дисциплину, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания;

    • умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи;

    • умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование.

    © StrategPlann 2009