Среди организационно-правовых форм бизнеса большое распространение в США получили единоличные предприятия (sole proprietorship). Это в основном мелкие предприятия в розничной и мелкооптовой торговле и в сфере услуг. Здесь ответственность предпринимателя неограниченна, судебный иск может быть обращен на все его имущество.
Процедура регистрации таких предприятий исключительно проста. По существу, исполнения каких-либо формальностей, связанных с регистрацией единоличного предприятия, не требуется. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны, их необходимость связана прежде всего с налоговыми целями. Вместе с тем для некоторых видов деятельности требуются лицензии административных органов штата, в котором предполагается эту деятельность осуществлять.
Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство — аналог российского товарищества.
Общее партнерство (general partnership), или просто партнерство, функционирует на основе законодательства и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашениях между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели парт- нерств несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства.
Интересно, что общее партнерство регулируется единообразным Законом о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятым еще в 1914 г. и действующим в 44 штатах из 50.
Партнерства в США не облагаются налогами, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Затем каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства; она подается в налоговые органы совместно с декларацией об индивидуальных доходах.
Другая организационно-правовая форма партнерства — партнерство с ограниченной ответственностью (limited partnership). Здесь приняты две категории участников-партнеров: с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для осуществления профессиональной деятельности в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др. Обычно это мелкие и средние предприятия.
В США партнерства регулируются Законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также исправленным Законом от 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).
Для создания партнерства нужны как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. По налогообложению положение ограниченных партнерств аналогично положению общих.
Наиболее распространенная и универсальная форма бизнеса в США — корпорация (corporation), которая строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации, articles of association) и внутренним регламентом (by-laws). Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент — это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме. Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для! малых корпораций (small corporation): они освобождаются от налога на прибыль.
В 1997 г. в США насчитывалось 23,6 млн фирм, в том числе 4,7 млн корпораций (19,9%), 1,8 млн партнерств (7,5%) и 17,2 млн индивидуальных предприятий (72,6%). По масштабам продаж на первом месте находились корпорации ((около 88%), на втором — партнерства (7,2%) и на последнем — индивидуальные предприятия (4,8%). На долю малого (с численностью занятых до 100 человек) и среднего (от 100 до 500) бизнеса приходился 41% общего объема продаж. В малом и среднем бизнесе было занято 51,9% всей рабочей силы.
В последние годы в США все болыилую популярность завоевывает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (limited inability company, LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты корпорации (ограниченна^ имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом так же, как доходы партнерства, т.е. только как доходы ее участников). В этом заключается их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят" еще и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема ,щля налогового планирования. А для бизнеса, для которого важен имидж, лучше подходит корпорация.