Отчетность о затратах, связанных с качеством

    Для ведения отчетности о затратах, связанных с качеством, могут применяться три вида документов:

    1. Специальные отчеты о работах, связанных с реализацией проектов, направленных на повышение качества.
    2. Периодические отчеты, содержащие сводные данные о текущих уровнях выбранных составляющих затрат на качество.
    3. Сводные отчеты, аналогичные тем, что составляют на начальном этапе работ по внедрению системы управления затратами, связанными с качеством.

    Практика показала, что проекты, направленные на повышение качества продукции, наиболее эффективно реализовывались группами специалистов. Поэтому сбор информации о затратах, связанных с качеством, был преимущественно нацелен на оценку стоимости мероприятий, осуществляемых этими группами. Они определяли, какие данные следует собирать, и самостоятельно осуществляли сбор необходимой им информации. Составляемые группами отчеты содержали данные, позволяющие выявлять существующие проблемы и отслеживать тенденции изменения затрат, связанных с качеством, по мере их разрешения.

    Некоторые компании вывешивают на досках объявлений данные о текущих уровнях основных составляющих затрат, связанных с качеством. Эти данные включают и в общую систему отчетности предприятий. При этом отчетность ведется по ограниченному числу показателей, включая суммарные затраты, связанные с качеством, и любые данные, отражающие влияние качества на доходы от продаж продукции.

    Полезно периодически - скажем, один раз в год - составлять сводный отчет о затратах, связанных с качеством, позволяющий обобщить результаты работы по отдельным проектам и других мероприятий, направленных на повышение качества. Подобные отчеты должны:

    1. отражать результаты мероприятий по повышению качества;
    2. содержать руководящие указания по выявлению основных областей, в которых в будущем потребуются дополнительные действия по повышению качества.

    Данные, содержащиеся в отчете, должны иметь вид, пригодный для последующего управления затратами. В частности, следует вычислять величины затрат, связанных с качеством, отнесенные к некоторым другим базовым показателям.

    Выбор базы для сравнения величин затрат способен повлиять на отношение руководства к результатам проведенного исследования. Например, опрос руководителей четырех компаний (пример приводился выше) выявил, что они считают наиболее разумным представлять затраты, связанные с качеством, в виде доли от объема продаж или прибыли, а также - в абсолютных величинах на единицу произведенной продукции.

    © StrategPlann 2009