Применение метода ABC для выявления и анализа затрат на качество

    Метод ABC позволяет более точно распределять накладные расходы по операциям, что способствует правильному ценообразованию на продукцию и услуги. Но его преимущества наиболее заметно проявляются в области управления затратами на качество прежде всего благодаря его способности лучше идентифицировать действия, нацеленные на повышение качества. Так, в примере, где шла речь о затратах, связанных с удовлетворением претензий потребителей, мы рассматривали фактически одну из категорий затрат на качество - внешние потери от дефектов. Для решения проблем качества и непрерывного его повышения очень важно знать, в какой пропорции эти затраты распределены между различными видами продукции.

    При использовании традиционных методов бухгалтерского учета за подобной информацией обращаются в отдел обслуживания потребителей и сортируют отчеты о поступивших претензиях. Трудоемкость подобной работы многократно возрастает, когда предприятие производит много видов изделий, для каждого из которых надо выявить все составляющие затрат, связанных с качеством.

    Кроме того, данную работу надо проводить регулярно с заданной периодичностью, например раз в месяц. Метод ABC, в отличие от традиционных методов учета, обеспечивает выявление и разбивку затрат по составляющим автоматически. К тому же он позволяет выявлять и количественно оценить многие факторы, определяющие затраты, создавать базы данных, на основе которых можно разбивать затраты на составляющие и постепенно добираться до коренных причин, обусловливающих появление и величину каждой из этих составляющих.

    Теоретически метод ABC позволяет выявлять коренные причины имеющихся в организации проблем с качеством. Это представляется особенно важным, поскольку возникает возможность оценивать темпы и сроки окупаемости затрат на устранение коренных причин ненадлежащего качества. Ниже приведен пример подобного углубленного анализа.

    В компании, производящей два вида продукции - валы и корпуса, с помощью метода ABC установлено, что годовые внутренние потери от дефектов составили $ 24 000. Эта сумма слагается из затрат на переделки брака ($ 9600 или 40% от полных внутренних потерь от дефектов) и стоимости дефектных изделий, отправленных в отходы ($ 14 400 или 60% издержек). По различным причинам необходимо переделывать больше дефектных валов, чем корпусов. Соответственно отличаются проценты брака изделий обоих видов, отправляемых в отходы. В терминологии метода ABC переделки и отходы принято называть движителями себестоимости ("драйверами затрат").

    Уровень детализации затрат, обеспечиваемый методом ABC, позволяет оценивать экономические последствия выявления и устранения причин дефектов. В приведенном примере в результате повреждений валов и корпусов предприятие теряет ежегодно $ 10 560. Если бы за счет выявления и устранения коренных причин дефектов этого вида удалось на 75% сократить эти издержки, то годовая экономия составила бы $ 7920. Сэкономленные средства сравнимы с тем, что надо вложить в устранение причин дефектов. Например, если потребный уровень инвестиций составляет $ 4000, то расчетный срок их окупаемости составит (4000 : 7920) х 12, то есть около шести месяцев. Таким образом, уровень детализации, присущий методу ABC, позволяет анализировать соотношение инвестиций и достигаемых экономических результатов, обеспечивая тем самым надежную основу для принятия обоснованных инвестиционных решений в процессе непрерывного повышения качества.

    Д.У. Вебстер (D. W. Webster) рекомендует процедуру выявления издержек, обусловленных низким качеством продукции, на основе метода ABC, которая включает следующие пять этапов:

    1. Выявление всех операций, связанных с предупреждением дефектов и контролем качества, и возможных внутренних и внешних дефектов;
    2. Установление затрат, обусловленных проведением операций по предупреждению дефектов и по контролю качества, и потерь от внутренних и внешних дефектов;
    3. Выявление действий, зависящих от предупреждения дефектов и контроля качества и служащих источниками внутренних и внешних дефектов;
    4. Распределение затрат на качество в соответствии с ABC. При этом следует подразделять затраты, связанные с предупреждением дефектов и контролем качества, по соответствующим операциям, зависящим от этих действий, и устанавливать связь потерь от внутренних и внешних дефектов с операциями, их порождающими, и с коренными причинами этих дефектов;
    5. Корректировка расчетной себестоимости продукции или услуг с учетом отражения в них дополнительных затрат на качество.

    Заключение

    Метод ABC, сочетаемый с анализом затрат на качество, обладает следующими преимуществами:

    1. В накладных расходах, которые могут составлять основную часть себе стоимости продукции или услуг, удается строго обозначить составляющие. Это позволяет установить, какие именно подразделения, процессы или действия вызывают их появление. Компьютеризированный метод ABC дает возможность значительно сократить стоимость получения такого рода точной и детальной информации.
    2. Большинство составляющих затрат на качество относится не к прямым, а к накладным расходам. Это особенно справедливо по отношению к так называемым "скрытым" затратам, не вписывающимся в известные категории материальных затрат, таких как стоимость переделки и утилизации дефектов, расходы по гарантийным обязательствам и т.п. Используя метод ABC, удается точно определить источник этих затрат.
    3. При правильном распределении накладных расходов изменяется подход к калькуляции цены ненадлежащего качества, что влияет на выявление жизненно важных направлений повышения качества и, соответственно, на выбор реализуемых проектов и обоснование инвестиционных решений.
    4. При правильном распределении накладных расходов становится более очевидным, какие подразделения допускают ненадлежащее качество.
    5. Появляется возможность более реалистично управлять изменениями затрат на качество благодаря исключению неверного или произвольного распределения накладных расходов.
    6. Удается выявлять и исключать из производственных процессов экономически неэффективные или не создающие добавленной ценности операции, сокращая тем самым время производственного цикла, одновременно повышая качество и снижая себестоимость.
    © StrategPlann 2009