Система рейтинговой оценки поставщиков с учетом затрат, связанных с качеством их продукции

    Примером успешного применения в системах рейтинговой оценки поставщиков такого критерия, как затраты, связанные с качеством их продукции, может служить многолетний опыт одной компании - производителя электротехнической продукции. Будучи далеко не безупречной в теоретическом плане, эта система тем не менее доказала эффективность и практичность выбранного подхода к повышению качества покупных изделий.

    Компания применяет сдвоенную систему рейтинговых оценок поставщиков. В первой части используются достаточно традиционные критерии - цены и дисциплины поставок, которые далее рассматриваться не будут. Вторая часть системы оценивает поставщиков по индексу затрат (QCPI), связанных с качеством их продукции, вычисляемому по формуле:

    QCPI=(SQC+ PC) : PC,

    где SQC - затраты, связанные с качеством продукции данного поставщика, за некоторый период наблюдений;

    PC - затраты на приобретение его продукции за этот период.

    При вычислении индекса QCPI из-за определенных организационных проблем не стремятся учесть все возможные составляющих затрат, связанных с качеством продукции поставщиков, и включают в него только наиболее важные для компании. Эти затраты с необходимыми пояснениями перечислены ниже.

    Стоимость возврата изделий, забракованных на входном контроле. Специальное исследование показало, что компания расходует в среднем примерно $ 100 на оформление документации и возврат поставщику одной партии покупных изделий, забракованной при входном контроле. Суммарные затраты компании на возврат забракованной продукции за некоторый период времени рассчитывают приближенно, умножая число забракованных за этот период партий на $ 100.

    Например, если за рассматриваемый период было забраковано две партии, то общие затраты компании на возврат закупленных изделий поставщику за этот период составляют:

    (Число забракованных партий) х $ 100 = 2 х $ 100 = $ 200. Стоимость расследования претензий потребителей, обусловленных дефектами покупных изделий. Безусловно, что время, необходимое для расследования одной претензии, невозможно оценить с удовлетворительной точностью. Поэтому инженер, занимающийся расследованием претензий потребителей, должен вести учет рабочего времени, затраченного им на выяснение причин дефектов продукции каждого определенного поставщика. Вычисляют затраты, умножая затраченное время на расследование претензий, связанных с дефектами продукции поставщика, на среднюю почасовую оплату труда инженеров с учетом всех дополнительных выплат. Например, если на данного поставщика приходится за рассматриваемый период 10 ч расследований при средней почасовой оплате $ 20/ч, то соответствующая стоимость расследований за этот период составит:

    10 ч х $ 20 = $ 200.

    Стоимость входного контроля. Поскольку в компании существуют нормы трудоемкости входного контроля, то эта стоимость рассчитывается как произведение соответствующей нормы на среднюю почасовую оплату труда контролера с учетом дополнительных выплат и на число проверенных на входном контроле партий изделий конкретного поставщика. Например, при норме 1 ч на партию, 50 проверенных партий и средней почасовой оплате контролеров $ 15 стоимость входного контроля изделий одного поставщика составит:

    1 х $ 15 х 50 = $ 750.

    Стоимость брака, выявленного при входном контроле. Оценить эту составляющую затрат оказалось сложнее всего, поскольку дефектные изделия могли либо подлежать исправлению, либо списываться в отходы. При списании забракованных изделий их цену удается отнести к затратам, связанным с качеством продукции поставщика, только в случае его безусловной ответственности за брак. Кроме того, если в партии обнаруживаются дефектные изделия, то независимо от принятого плана контроля наилучшим решением может оказаться разбраковка всей партии. Исследования показали, что приемлемой оценкой стоимости брака при входном контроле является покупная цена забракованных изделий. Поэтому эта величина для каждого поставщика оценивалась путем умножения числа дефектных изделий, выявленных при входном контроле поставляемой продукции за некоторый период времени, на их отпускную цену. Например, при 100 забракованных изделиях ценой $ 1,80 за штуку стоимость брака для данного поставщика составляет:

    100 х $ 1,80 = $ 180.

    Предупреждение. Такой способ оценки этой составляющей затрат не следует применять без специального предварительного исследования его приемлемости для конкретной компании.

    Затраты, связанные с качеством продукции, приобретаемой у определенного поставщика. Эта величина, являющаяся обобщенной характеристикой некоторого поставщика покупных изделий, представляет собой сумму затрат, перечисленных выше. С использованием приводимых в качестве примера данных имеем:

    Стоимость возврата изделий, забракованных на входном контроле, = $ 200.

    Стоимость расследования претензий потребителей, обусловленных дефектами покупных изделий, = $ 200.

    Стоимость входного контроля = $ 750.

    Стоимость брака, выявленного при входном контроле, = $ 180.

    Итого, затраты, связанные с качеством покупных изделий, приобретаемых у конкретного поставщика, = $ 1330.

    В приведенной системе оценки работы поставщиков возможны многие доработки и изменения, направленные на совершенствование учета затрат, связанных с качеством. Но способы ее улучшения не столь важны, как сам факт признания, что существуют затраты, связанные с качеством покупных изделий, и что величины этих затрат имеют значение для покупателей. После признания этого факта могут планироваться дальнейшие шаги, направленные на выявление возможностей для измерения, сокращения и сравнительного анализа этих затрат.

    © StrategPlann 2009