Сегодня сложно дать однозначное определение понятию "контроллинг", в настоящее время существует множество определений контроллинга: от тождества "контроллинг = немецкий (европейский) вариант управленческого учета" до признания контроллинга философией менеджмента. Это свидетельствует о том, что контроллинг является интенсивно развивающимся направлением в области теории и практики управления организацией.
"Контроллинг" происходит от английского глагола "to control", имеющего разные семантические значения. В экономическом смысле это управление и наблюдение. Однако в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (managerial accounting, management accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Так как отечественная терминология пока не устоялась, у нас используют оба термина: и "контроллинг", и "управленческий учет".
В современном значении слово "контроллинг" появилось в России в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования.
В 2001 г. в России было создано некоммерческое партнерство "Объединение Контроллеров", которое установило свои основные цели: содействие распространению на предприятиях и в организациях философии и методологии контроллинга с целью повышения эффективности функционирования и роста уровня конкурентоспособности народного хозяйства России; обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга, а также подготовкой кадров для предприятий и организаций; содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс самоутверждения контроллинга идет по двум направлениям:
1) он протекает в форме становления составной части учения об управлении организацией;
2) соответствующий процесс происходит в практике организаций, где идет речь об определении функциональной роли контроллинга.
Рассмотрим сравнительную характеристику определений контроллинга в таблице 5.
Таблица 5 Определение контроллинга
Авторы определения |
Определения контроллинга |
Д. Хан |
Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия |
П. Хорват |
Контроллинг - подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию |
Ю. Вебер |
Контроллинг представляет собой элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования |
Э. Майер Ю.П. Анискин А.М. Павлова |
Контроллинг - это концепция, направленная на ликвидацию "узких мест" и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов |
Е.А. Ананькина С.В. Данилочкин Н.Г. Данилочкина Л.В. Попова Р.Е. Исакова Т.А. Головина |
Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений |
М.Л. Лукашевич Е.Н. Тихоненкова А. Харин И.Л. Коленский Н.Н. Пущенко А. Старых |
Контроллинг - это целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли |
А.М. Карминский Н.И. Оленев А.Г. Примак С.Г. Фалько |
Контроллинг - это концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации |
Из таблицы видно, что между определениями существуют разногласия, но, несмотря на это проблемное поле, концепции контроллинга вырисовываются достаточно четко: организация является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны; ее деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей; контроллинг обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.
Основные постулаты современной философии контроллинга, сформулированные российскими и зарубежными учеными, звучат следующим образом: приоритет рентабельности деятельности организации над ростом объемных показателей, т.е. размеры организации, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы организации в целом и ее подразделений; рост объемов бизнеса организации оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования организации уровни рисков.
Основной функцией контроллинга является координация.
В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.
Контроллинг поддерживает процесс планирования путем выполнения следующих задач:
1) формирование и развитие системы комплексного планирования;
2) разработка методов планирования;
3) определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.
Контроль - это продолжение планирования, он сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. В отличие от ревизии, контроль в контроллинге ориентирован на текущие результаты деятельности организации и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.
При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи контроллинга входит разработка "архитектуры" информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.
В функции контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации в рыночных условиях: создание и применение методики разработки целевой картины и целевых показателей организации (контроллер сам не ставит цели, но обеспечивает процесс определения целей, например целевого показателя рентабельности капитала); ориентация работ по планированию "снизу вверх" для обеспечения достижимости целей организации, сформулированной "сверху вниз" в рамках правил, установленных целевой картиной; сбор и анализ данных о внешней среде; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчеты эффективности инвестиционных проектов; отслеживание тематики, которая не вошла в утвержденный план на предстоящий хозяйственный год; обеспечение представления фактической информации, соответствующей плановым показателям на каждом рабочем месте, и др.
К технико-экономическим функциям контроллинга относятся:
1) учетно-аналитическая функция - реализация управленческого учета и анализа с помощью особых унифицированных форм документов для обеспечения координации и интеграции поведения целевых показателей;
2) контрольно-информационная функция - информационное обеспечение процесса контроля за бизнес-процессами организации;
3) методическая - обеспечение рациональности и постоянного обновления используемых методов и инструментов управления для совершенствования учета, анализа, планирования и контроля. Выделение целевых и технических функций контроллинга позволяет определить внутри функционального управления программно-целевой, системный и процессный подходы в управлении. Дифференциация функций контроллинга позволяет выделить отдельные задачи и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.Структура контроллинга.
Контроллинг можно рассматривать с двух позиций: 1) как систему; 2) как процесс.
Рассматривая контроллинг как систему, необходимо выделить следующие ее составляющие:
1) элементы со специфическими параметрами, т.е. сами процессы планирования, контроля и регулирования в отношении конкретных объектов, характеризующихся специфическими признаками;
2) специфические связи между элементами, т.е. специфические структуры процессов планирования, контроля и регулирования, прежде всего структуры самих планов и отчетов.Контроллинг можно также рассматривать как управленческий процесс, в ходе которого достигаются цели организации.
Процесс - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (принципами).
Рассматривая контроллинг как процесс, выделяют 9 стадий этого процесса:
1) стратегический анализ;
2) выработка вариантов стратегий;
3) выбор эффективной стратегии из существующих вариантов;
4) разработка дерева целей;
5) выработка соподчиненности и координации через иерархию приоритетов стратегических целей и тактических задач;
9) формирование адекватной системы контроля:
а) соответствие системы контроля целям, стратегии и тактическим задачам;
б) соответствие целей механизмам их реализации, ожидаемым результатам;
в) соответствие ожидаемых результатов и фактически полученных результатов;
г) коррекция стратегии, тактики, механизмов реализации по системе: план - факт - отклонение.
Методы контроллинга.
Метод модерации - это обобщение опыта и развитие творческого потенциала различных сотрудников для достижения целей организации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей персонала организации.
Стратегические методы контроллинга предоставляют контроллеру, в отличие от конкурентов, возможность наиболее раннего распознавания стратегических "узких мест" экономического роста и, следовательно, своевременной разработки соответствующих контрмероприятий.
Основные инструменты стратегического контроллинга:
1) анализ потенциала и "узких мест";
2) анализ конкурентных сил Портера;
3) бенчмаркинг;
4) анализ решений "собственное производство - поставки со стороны";
5) анализ кривой опыта; анализ качества обслуживания;
6) инструментарий логистики;
7) портфельный анализ;
8) анализ жизненного цикла продукта;
9) стратегический анализ затрат;
10) анализ издержек по центрам ответственности; анализ стратегических разрывов;
11) построение сценариев;
12) функционально-стоимостный анализ;
13) анализ и планирование ценности капитала;
14) планирование производственного результата;
15) финансовое планирование;
16) планирование загрузки мощностей;
17) бюджетирование;
18) анализ рисков;
19) сетевое планирование;
20) ценообразование;
21) определение показателей эффективности по подразделениям;
22) линейное программирование.
Методы оперативного контроллинга служат контроллеру (а на малых предприятиях функции контроллера выполняют руководители предприятия, руководители финансового отдела или отдела учета) средством активного управления прибылью, обнаружения и устранения оперативных "узких мест" в сферах снабжения, производства, реализации и управления. К ним относятся действующая программа производства и продаж, техническое оснащение предприятия, уровень квалификации сотрудников и имеющийся капитал.
Основные инструменты оперативного контроллинга:
1) составление отчетов (в том числе сводных) о хозяйственной деятельности организации;
2) анализ издержек по центрам ответственности;
3) анализ предельных издержек;
4) ступенчатый анализ сумм покрытия;
5) маржинальный анализ (расчет сумм покрытия);
6) анализ величин в точке безубыточности;
7) расчет комиссионного вознаграждения торговых представителей на базе сумм покрытия;
8) анализ скидок;
9) бюджетирование;
10) анализ возникающих на предприятии узких мест;
11) методы расчета инвестиций;
12) расчет производственного результата на краткосрочный период;