Контроллинг как управленческая функция

    Сегодня сложно дать однозначное определение понятию "контроллинг", в настоящее время существует множество определений контроллинга: от тождества "контроллинг = немецкий (европейский) вариант управленческого учета" до признания контроллинга философией менеджмента. Это свидетельствует о том, что контроллинг является интенсивно развивающимся направлением в области теории и практики управления организацией.

    "Контроллинг" происходит от английского глагола "to control", имеющего разные семантические значения. В экономическом смысле это управление и наблюдение. Однако в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (managerial accounting, management accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Так как отечественная терминология пока не устоялась, у нас используют оба термина: и "контроллинг", и "управленческий учет".

    В современном значении слово "контроллинг" появилось в России в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования.

    В 2001 г. в России было создано некоммерческое партнерство "Объединение Контроллеров", которое установило свои основные цели: содействие распространению на предприятиях и в организациях философии и методологии контроллинга с целью повышения эффективности функционирования и роста уровня конкурентоспособности народного хозяйства России; обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга, а также подготовкой кадров для предприятий и организаций; содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс самоутверждения контроллинга идет по двум направлениям:

    1) он протекает в форме становления составной части учения об управлении организацией;

    2) соответствующий процесс происходит в практике организаций, где идет речь об определении функциональной роли контроллинга.

    Рассмотрим сравнительную характеристику определений контроллинга в таблице 5.

    Таблица 5 Определение контроллинга

    Авторы определения

    Определения контроллинга

    Д. Хан

    Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия

    П. Хорват

    Контроллинг - подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию

    Ю. Вебер

    Контроллинг представляет собой элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования

    Э. Майер

    Ю.П. Анискин

    А.М. Павлова

    Контроллинг - это концепция, направленная на ликвидацию "узких мест" и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов

    Е.А. Ананькина

    С.В. Данилочкин

    Н.Г. Данилочкина

    Л.В. Попова

    Р.Е. Исакова

    Т.А. Головина

    Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений

    М.Л. Лукашевич

    Е.Н. Тихоненкова

    А. Харин

    И.Л. Коленский

    Н.Н. Пущенко

    А. Старых

    Контроллинг - это целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли

    А.М. Карминский

    Н.И. Оленев

    А.Г. Примак

    С.Г. Фалько

    Контроллинг - это концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации

    Из таблицы видно, что между определениями существуют разногласия, но, несмотря на это проблемное поле, концепции контроллинга вырисовываются достаточно четко: организация является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны; ее деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей; контроллинг обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.

    Основные постулаты современной философии контроллинга, сформулированные российскими и зарубежными учеными, звучат следующим образом: приоритет рентабельности деятельности организации над ростом объемных показателей, т.е. размеры организации, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы организации в целом и ее подразделений; рост объемов бизнеса организации оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования организации уровни рисков.

    Основной функцией контроллинга является координация.

    В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.

    Контроллинг поддерживает процесс планирования путем выполнения следующих задач:

    1)  формирование и развитие системы комплексного планирования;

    2)  разработка методов планирования;

    3) определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

    Контроль - это продолжение планирования, он сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. В отличие от ревизии, контроль в контроллинге ориентирован на текущие результаты деятельности организации и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.

    При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи контроллинга входит разработка "архитектуры" информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.

    В функции контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации в рыночных условиях: создание и применение методики разработки целевой картины и целевых показателей организации (контроллер сам не ставит цели, но обеспечивает процесс определения целей, например целевого показателя рентабельности капитала); ориентация работ по планированию "снизу вверх" для обеспечения достижимости целей организации, сформулированной "сверху вниз" в рамках правил, установленных целевой картиной; сбор и анализ данных о внешней среде; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчеты эффективности инвестиционных проектов; отслеживание тематики, которая не вошла в утвержденный план на предстоящий хозяйственный год; обеспечение представления фактической информации, соответствующей плановым показателям на каждом рабочем месте, и др.

    К технико-экономическим функциям контроллинга относятся:

    1) учетно-аналитическая функция - реализация управленческого учета и анализа с помощью особых унифицированных форм документов для обеспечения координации и интеграции поведения целевых показателей;

    2) контрольно-информационная функция - информационное обеспечение процесса контроля за бизнес-процессами организации;

    3) методическая - обеспечение рациональности и постоянного обновления используемых методов и инструментов управления для совершенствования учета, анализа, планирования и контроля. Выделение целевых и технических функций контроллинга позволяет определить внутри функционального управления программно-целевой, системный и процессный подходы в управлении. Дифференциация функций контроллинга позволяет выделить отдельные задачи и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

    Структура контроллинга.

    Контроллинг можно рассматривать с двух позиций: 1) как систему; 2) как процесс.

    Рассматривая контроллинг как систему, необходимо выделить следующие ее составляющие:

    1) элементы со специфическими параметрами, т.е. сами процессы планирования, контроля и регулирования в отношении конкретных объектов, характеризующихся специфическими признаками;

    2) специфические связи между элементами, т.е. специфические структуры процессов планирования, контроля и регулирования, прежде всего структуры самих планов и отчетов.

    Контроллинг можно также рассматривать как управленческий процесс, в ходе которого достигаются цели организации.

    Процесс - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (принципами).

    Рассматривая контроллинг как процесс, выделяют 9 стадий этого процесса:

    1)  стратегический анализ;

    2)  выработка вариантов стратегий;

    3)  выбор эффективной стратегии из существующих вариантов;

    4)  разработка дерева целей;

    5) выработка соподчиненности и координации через иерархию приоритетов стратегических целей и тактических задач;

    6) разработка механизма реализации заданного дерева целей, стратегии и тактики;

    7) оценка эффективности комбинаций рычагов, инструментов и конкретных технологий бизнес-операций;

    8) формирование системы промежуточных и конечных ожидаемых результатов (промежуточные результаты формируются по стадиям бизнес- процессов);

    9)  формирование адекватной системы контроля:

    а)  соответствие системы контроля целям, стратегии и тактическим задачам;

    б)  соответствие целей механизмам их реализации, ожидаемым результатам;

    в)     соответствие ожидаемых результатов и фактически полученных результатов;

    г)  коррекция стратегии, тактики, механизмов реализации по системе: план - факт - отклонение.

    Методы контроллинга.

    Метод модерации - это обобщение опыта и развитие творческого потенциала различных сотрудников для достижения целей организации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей персонала организации.

    Стратегические методы контроллинга предоставляют контроллеру, в отличие от конкурентов, возможность наиболее раннего распознавания стратегических "узких мест" экономического роста и, следовательно, своевременной разработки соответствующих контрмероприятий.

    Основные инструменты стратегического контроллинга:

    1)  анализ потенциала и "узких мест";

    2)  анализ конкурентных сил Портера;

    3)  бенчмаркинг;

    4)  анализ решений "собственное производство - поставки со стороны";

    5)  анализ кривой опыта; анализ качества обслуживания;

    6)  инструментарий логистики;

    7)  портфельный анализ;

    8)  анализ жизненного цикла продукта;

    9)  стратегический анализ затрат;

    10) анализ издержек по центрам ответственности; анализ стратегических разрывов;

    11)  построение сценариев;

    12)  функционально-стоимостный анализ;

    13)  анализ и планирование ценности капитала;

    14)  планирование производственного результата;

    15)  финансовое планирование;

    16)  планирование загрузки мощностей;

    17)  бюджетирование;

    18)  анализ рисков;

    19)  сетевое планирование;

    20) ценообразование;

    21)  определение показателей эффективности по подразделениям;

    22)  линейное программирование.

    Методы оперативного контроллинга служат контроллеру (а на малых предприятиях функции контроллера выполняют руководители предприятия, руководители финансового отдела или отдела учета) средством активного управления прибылью, обнаружения и устранения оперативных "узких мест" в сферах снабжения, производства, реализации и управления. К ним относятся действующая программа производства и продаж, техническое оснащение предприятия, уровень квалификации сотрудников и имеющийся капитал.

    Основные инструменты оперативного контроллинга:

    1)  составление отчетов (в том числе сводных) о хозяйственной деятельности организации;

    2)  анализ издержек по центрам ответственности;

    3)  анализ предельных издержек;

    4)  ступенчатый анализ сумм покрытия;

    5)  маржинальный анализ (расчет сумм покрытия);

    6)  анализ величин в точке безубыточности;

    7) расчет комиссионного вознаграждения торговых представителей на базе сумм покрытия;

    8)  анализ скидок;

    9)  бюджетирование;

    10)  анализ возникающих на предприятии узких мест;

    11)  методы расчета инвестиций;

    12) расчет производственного результата на краткосрочный период;

    13) создание кружков качества;

    14) анализ областей сбыта;

    15) функционально-стоимостный анализ;

    16) ABC-анализ; XYZ-анализ;

    17) инструментарий логистики.
    © StrategPlann 2009