Производственное планирование - это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Любой план производства строится на базе ряда научных принципов.
Основные методы разработки планов.
В процессе планирования на предприятии используют не какой-либо один метод, а весь их комплекс.
В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования:
Перечисленные выше виды планирования необходимо увязывать между собой, они не должны противоречить друг другу.
В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности выделяют три вида планирования:
1) стратегическое планирование - это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, которая обеспечивает достижение его целей. Стратегия в данном случае означает план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.
Процесс стратегического планирования содержит:
1) определение миссии предприятия;
2) формулирование целей и задач функционирования предприятия;
3) оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия);
4) разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей);5) выбор оптимального варианта стратегического плана;
В процессе оперативного планирования:
Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм.
Производственная программа (план производства) предприятия - важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.
К показателям производственной программы относят:
1) темп роста производства товарной (валовой) продукции;
2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукция на экспорт");3) показатель качества продукции.
Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.
Разделы производственной программы:
1) план производства продукции в натуральном выражении является основой для определения объема продукции в стоимостном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в тоннах, штуках и так далее.
В практике планирования используют:
Важной частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество продукции по своим технико-технологическим и экономическим показателям должно отвечать высшим достижениям науки на стадиях проектирования и изготовления продукции.
К недостаткам планирования продукции в натуральном выражении следует отнести то, что не всегда есть возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру;
3) план выпуска продукции в стоимостных показателях выражается в объеме валовой, товарной, чистой и реализованной продукции. Самыми главными стоимостными показателями, которые используются для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фондоотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объем товарной и валовой продукции.
Объем валовой продукции:
ВП = ТП +/- ДЕЛЬТАНЗП,
где ВП - объем валовой продукции;
ТП - объем товарной продукции;
ДЕЛЬТАНЗП - разница в остатках незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Объем реализуемой и товарной продукции определяется в действующих оптовых ценах предприятия.
Объем товарной продукции (Тп) включает в себя стоимость:
готовых изделий, предназначенных для реализации;
полуфабрикатов собственной выработки;
продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону;
стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.
Объем чистой продукции вычисляется путем вычитания из объема товарной продукции амортизационных отчислений и материальных затрат. Этот показатель позволяет исключить повторный счет продукции, а значит, более точно определить вклад коллективов предприятий в достижение конечных показателей.
Объем реализованной продукции - это стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону и др.:
Рп = Тп + Онп1 - Онп2,
где Тп - объем товарной продукции по плану;
Онп1 - остатки нереализованной продукции на начало планового периода;
Онп2 - то же на конец планового периода.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.
Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственные мощности могут измеряться как в натуральном выражении, так и в условно-натуральных единицах.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производств: ведущих производственных цехов, участков или агрегатов.
Основными элементами, которые определяют величину производственной мощности предприятия, являются:
1) состав оборудования и его количество по видам;
2) технико-экономические показатели использования машин и оборудования;
3) фонд времени работы оборудования;
4) производственная площадь предприятия (основных цехов);
5) намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.При расчете величины мощности во внимание не принимают простои оборудования, вызываемые недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции. Производственная мощность предприятия является изменчивой величиной, она меняется по мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда.
Различают: входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.
Входная/выходная производственная мощность предприятия - это мощность на начало/конец соответствующего планового периода.
Выходная мощность рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение данного периода и выбывшей в том же периоде мощности.
Чтобы определить соответствие производственной программы имеющейся мощности, необходимо исчислить среднегодовую производственную мощность (Мср.г), которой предприятие располагает в среднем за год.
Предприятию необходимо увязать планируемые объемы производства продукции с необходимыми производственными мощностями, в связи с чем оно разрабатывает балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.
Баланс производственной мощности выражают следующей формулой:
М2 = М1 + Мо.т + Мm +/- Мн.а - Мв,
где М2 - производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность);
М1 - то же на начало периода (входная);
Мо.т - прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;
Мm - прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;
Мн.а - прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;
Мв - уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов.
Для определения резервов на предприятии существует коэффициент использования производственной мощности ^м), который может быть плановым или фактическим, в зависимости от того, применительно к какому объему производства (плановому или фактическому) он рассчитывается:
Qм = (V : Мс) x 100%,
где V - объем производства за период;
Мс - средняя мощность за период.
Бизнес-план - это краткий, точный, доступный документ, содержащий понятное описание бизнеса. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, так как позволяет выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.
Бизнес-план позволяет управлять бизнесом, поэтому он является неотъемлемым элементом стратегического планирования (охватывает достаточно длительный период, обычно 3 - 5 лет и более), а также руководством для исполнения и контроля.
Функции бизнес-плана:
1) возможность использования для разработки стратегии бизнеса;
2) оценка возможности развития нового направления деятельности, а также контроля процессов внутри фирмы;3) привлечение дополнительных денежных средств;
Бизнес-план включает в себя несколько разделов.
Титульный лист бизнес-плана содержит название предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дату составления, а также данные адресата, к которому он направляется.
Раздел 1 "Резюме" - это краткий обзор информации о намеченном бизнесе, содержащий суть проекта.
Раздел 2 "Описание предприятия и отрасли" содержит название, адрес, организационно-правовую форму, распределение акций, уставный капитал, краткую историю, а также тип бизнеса (основные виды деятельности), местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли указывают специфику отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическую изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уровень монополизма, тенденции отраслевого рынка.
Раздел 3 "Характеристика продукции (услуг)" включает описание продукции с позиций потребителя, комплексную оценку: потребности, удовлетворяемые товаром, показатели качества, экономические показатели (цена потребления), внешнее оформление, сравнение с другими аналогичными товарами, патентная защищенность, основные направления совершенствования продукции и др.
Раздел 4 "Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции" предполагает определение спроса и емкости каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализ возможностей предприятия для участия в конкурентной борьбе, отбор целевых сегментов, позиционирование рынка (выявление позиции продукта на отдельных рыночных сегментах) и прогноз объемов продаж.
Раздел 5 "План маркетинга" включает следующие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия в области качества); ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, спонсорская деятельность) используются для формирования и поддержания имиджа предприятия.
Раздел 6 "Производственный план" определяет производственную программу предприятия, описывает производственный процесс с указанием "узких" с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. В этом разделе точно определяется себестоимость производимой продукции.
Раздел 7 "Организационный план" раскрывает организационно-правовую форму, обосновывает организационную структуру предприятия и приводит показатели эффективности организационной структуры.
Раздел 8 "План по рискам" содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта.
Раздел 9 "Финансовый план" представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел содержит два направления: финансово- экономические результаты деятельности предприятия (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния предприятия) и планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансовых активов и пассивов, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта и прогноз запасов финансовой прочности).