Факторы и уровни развития логистики

    Развитие логистики определили следующие факторы:

    1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

    2) создание гибких производственных систем.

    Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения.

    Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой проблема товародвижения стала рассматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало то, что удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо из сторон деятельности интересующей нас сферы.

    Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

    Важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики.

    Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями процессов, как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов на пути от производителя до потребителя.

    С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами.

    В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на разных стадиях или уровнях развития.

    Для первого уровня развития логистики характерен ряд моментов: предприятие работает на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна.

    Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики.

    Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции.

    К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья, проектирование систем логистики.

    Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико.

    Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.

    Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования.

    Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов.

    © StrategPlann 2009