Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия

    Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.

    Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

    Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

    Составлять его рекомендуется на период от трех до пяти лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

    Бизнес-план выполняет следующие функции:

    1) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

    2) может выполнять функцию планирования;

    3) помогает контролировать и оценивать процесс развития предприятия;

    4) необходим для привлечения денежных средств;

    5) нужен для привлечения инвесторов, эффективного использования инвестиций.

    Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

    Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

    1) резюме (возможности предприятия);

    2) виды товаров (работ, услуг);

    3) рынки сбыта производимых товаров;

    4) существующая конкуренция на рынках сбыта;

    5) маркетинговый план;

    6) производственный план;

    7) организационный план;

    8) правовое обеспечение деятельности фирмы;

    9) оценка риска и страхование;

    10) финансовый план;

    11) стратегия финансирования.

    В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

    Бизнес-план в отличие от внутрипроизводственного планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта.

    Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям рыночных отношений.

    © StrategPlann 2009