Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние.
Из ключевых факторов исследуются прежде всего сильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия; затем точно так же – слабые стороны.
Риск – возможный убыток или неудача в коммерческом деле, обусловленные изменчивостью рыночной конъюнктуры.
Чистый риск – риск, результатом которого являются либо потери, либо отсутствие их, но возможности для выигрыша нет. Например, пожар, смерть главного действующего лица фирмы, банкротство клиента, хищение, дорожно-транспортное происшествие и т. п. Избежать чистого риска, даже максимально предприняв все меры и возможности, на 100 % практически невозможно.
Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Стратегия должна обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде.