1. Конкуренция. В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция. Конкуренция – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие результаты торговли и рынки сбыта.
Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения и уравновешивает рыночную цену. Она находится в прямой зависимости от числа рыночных агентов: чем их больше, тем трудней отдельным продавцам и покупателям влиять на цену.
1. Спрос и его функция. Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.
Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.
1. Понятие рынка. В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.
1. Научные школы – о предмете экономической теории. Теоретические исследования в экономике А. Монкре-тьен в 1516 г. определил как политическую экономию, А. Маршалл в 1890 г. – как экономикс, а в современной России она приобрела название экономической теории. Большинство ученых считают, что речь идет не о разных науках, а о специфике взглядов на предмет и содержание общей универсальной теоретической экономики.
1. Исходные направления развития экономической науки. Самые ранние суждения об экономике дошли до нас через учения мыслителей древности. Древнегреческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель уже в середине первого тысячелетия до н. э. обращали внимание на принципы ведения домашнего хозяйства, рынок, обмен.
- Виды и модели экономических систем
- Экономические отношения между людьми
- Экономический выбор и границы производственных возможностей
- Ресурсы хозяйственной деятельности
- Потребности как основной мотив деятельности людей
- Мир благ, окружающий человека
- Внешняя торговля и торговая политика
- Платежный баланс
- Валютный курс