Приветствие

    Вежливость как главный атрибут воспитанного человека предполагает прежде всего приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу специальное почтение посред­ством приветствий.

    Формы приветствий в различных странах сильно отлича­ются. Но при всем многообразии приветствий международ­ный этикет в своей основе одинаков: люди при встрече же­лают друг другу добра и благополучия, здоровья, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера.

    Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не ска­зали.

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

    Эти стихи В. Солоухина очень точно отражают особеннос­ти психологического воздействия, которое оказывают на нас простые, привычные и как будто незаметные формулы веж­ливости.

    Менеджеру, как и любому другому человеку, необходи­мо тщательно изучить и твердо усвоить следующие прави­ла делового этикета, касающиеся приветствий.

    Главным правилом устного приветствия является прин­цип "снизу вверх", первым здоровается подчиненный с на­чальником, младший по возрасту со старшим, член делега­ции с руководителем, в нашей стране мужчина с женщиной.

    Для рукопожатий действует принцип "сверху вниз", т. е. первым предлагает руку человек более старший по должно­сти или по возрасту. Рукопожатия не всегда обязательны. Например, когда к руководителю входит посетитель, доста­точно вежливо и корректно ограничиться словесным при­ветствием "Доброе утро", "Здравствуйте", при этом сделать легкий поклон головой и слегка улыбнуться.

    В настоящее время в связи с демократизацией делового этикета стали распространяться рукопожатия между муж­чиной и женщиной. Причем в решении этого вопроса пока еще много предрассудков. Так, многие руководители по-пре- жнему считают, что инициатором рукопожатия должна быть женщина. Некоторые женщины даже делают замечания по поводу этого правила своим руководителям. Так, сотрудница потребительского общества в Пензенской области в ответ на протянутую ей для рукопожатия мужчиной руку выговорила ему, что он неграмотен. В данной ситуации не стоило рас­сматривать протянутую руку как невежливость. Наоборот, это признание ее профессионального уровня и авторитета. Руководитель в приведенном примере обиделся и при первой возможности расстался с сотрудницей.

    Рукопожатие становится популярным и среди деловых женщин. Этим они демонстрируют уверенность и силу своей позиции.

    Деловые партнеры из Европы и Америки, как правило, здороваются с деловой женщиной за руку, тем самым пока­зывая, что она является равноправным деловым партнером.

    Вошедший в помещение обязан (независимо от должнос­тного ранга) первым приветствовать присутствующих. А при­сутствующие отвечают не хором, как в средней школе, а только те, кто ближе сидит, кому удобнее.

    Приветствовать вошедшего можно не вставая со своего рабочего места, но обязательно оторвавшись от работы на несколько секунд. Многие руководители рассказывают, что когда они входят в комнату к подчиненному, тот продолжает телефонный разговор.

    При всем разнообразии приветствий они не должны быть развязными. При приветствии не допускайте тавтологий. Ус­лышав "Здравствуйте!", подберите что-то похожее — на­пример, "Добрый день!".

    Если, войдя в комнату, где находится несколько чело­век, вы хотите обменяться рукопожатием с одним челове­ком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным (конечно, если их не слишком много).

    При встрече с группой знакомых не нужно всем по оче­реди жать руку. Но, если уж остановились и пожали руку знакомому, который разговаривает с одним или несколькими незнакомыми, приветствуйте всех, называя себя, как при первом знакомстве.

    Притом что первым здоровается подчиненный с началь­ником, случается, что руководитель не отвечает на привет­ствие подчиненных. Такое поведение неизбежно ухудшает отношение к нему.

    Важно учитывать национальные традиции и обычаи. Так, следует помнить, что принятое на Западе и считающееся признаком сильного характера энергичное рукопожатие в большинстве стран Востока и Юго-Восточной Азии совер­шенно не уместно. Рукопожатие у индусов заменяет наклон головы к сложенным у груди кистям рук. В Японии принято кланяться в ответ на приветствие. В арабских и южноамери­канских странах принято, что при встрече партнеры мужс­кого пола обнимают друг друга.

    В последнее время нарушается одно из признанных пра­вил делового этикета: "Единственным разрешенным прикос­новением к деловому человеку является рукопожатие". В об­щественных местах неприлично при приветствии целовать­ся, даже если это ваш хороший знакомый. К поцелуям в деловых отношениях следует относиться с осторожностью. Приветственный поцелуй может допускаться только в том случае, если вы очень хорошо знакомы с человеком и у вас тесные деловые дружеские отношения. И обязательно здесь необходимо учитывать ситуацию, при которой происходит встреча. Например, во время светского приема, на банкете, куда гости приглашены с супругами, обмен поцелуями меж­ду деловыми партнерами уместен.

    © StrategPlann 2009