Помехи и раздражители

    Для продуктивной работы нам нужно не полное отсут­ствие помех и раздражителей, а умение их фильтровать. Психологи утверждают, что у людей формируется наркоти­ческая зависимость от внешних раздражителей, а полное их отсутствие может привести к тяжелым психическим нару­шениям. С этой проблемой сталкиваются космонавты, альпи­нисты и подводники.

    Люди склонны привыкать к своей рабочей обстановке и даже идеализировать ее, если работа им нравится. И наобо­рот, на нелюбимой работе даже привычный стул может вго­нять сотрудника в отчаяние, лишний раз напоминая о том, что человек находится не на своем месте.

    Так, например, условия работы на бирже настолько тя­желы, что страховые компании отказывают брокерам стар­ше 30 лет в некоторых услугах. Однако гремучая смесь из постоянного ощущения риска, ответственности за чужие деньги, гула сотен голосов и звонков в торговом зале скорее стимулирует этих людей, чем отвлекает.

    Исследования института технической эстетики позволя­ют составить представление о том, что больше всего раз­дражает и мешает работать людям в офисных условиях. Ос­новные помехи: неудобная мебель, теснота, плохая органи­зация хранения документов, нерациональная планировка помещений, недостаточная изоляция от сослуживцев, от­сутствие природно-декоративных элементов (по степени убывания).

    Основными причинами возникновения отвлекающих шу­мов опрошенные (служащие министерств и других госучреж­дений) назвали прием посетителей и деловое и неделовое общение сотрудников там, где другие работают, одновре­менные телефонные разговоры нескольких человек и только в последнюю очередь компьютеры и оргтехнику.

    Ни одна из перечисленных проблем не должна беспоко­ить обитателей современного бфиса, поскольку это слишком дорого обходится работодателю. Компания не может себе позволить тратить дорогостоящее время квалифицированно­го работника на борьбу с бытовыми раздражителями. Все бытовые помехи должны быть устранены до того, как со­трудник появляется в офисе.

    К устройству "беспроблемной" офисной жизни обычно подходят с двух сторон — архитектурной и организационной. Архитектор отвечает за создание помещения, которое по­зволит работать максимально эффективно, а руководство должно позаботиться о том, чтобы организация работы в нем позволяла работнику концентрироваться на деле, а не зани­маться борьбой с незапланированными посетителями и шу­мом или поисками обогревателя.

    При найме ценных работников подобные вопросы, как пра­вило, оговариваются. Не нужно работать 20 часов в сутки, достаточно 8, но в течение этого времени работник должен быть занят только работой. Сотрудника ничто не должно от­влекать. Например, чтобы он не беспокоился о здоровье ре­бенка, у него должна быть хорошая медицинская страховка. Чтобы он не беспокоился о том, как добраться до места встречи с клиентом, у него должна быть машина с водителем. Чтобы у него не возникали проблемы со связью, он должен быть обес­печен портативным компьютером и сотовым телефоном.

    Однако частные компании мало заботятся о профессио­нальном оформлении своих помещений.

    Вместе с тем есть средства, которых вполне достаточно, чтобы устранить основные раздражающие факторы или хотя бы свести их влияние на производительность к минимуму.

    1. В грамотно спланированном офисе люди, занятые раз­ными делами, не смешиваются между собой: те, кто посто­янно "сидит" на телефоне, отделены от тех, кому важна кон­центрация на цифрах или текстах.

    2. Переговоры проводятся в специальной комнате и не мешают тем, кто находится в рабочем помещении.

    3. Место секретаря — с телефонами и с постоянными по­сетителями — также выделено в отдельную зону.

    4. Мощный копировальный аппарат с его шумом и озоновы­ми испарениями тоже располагается в стороне от рабочих мест.

    5. Помимо планировки проблему помех можно решить с помощью звукоизолирующих перегородок, можно варьировать покрытие для пола: ковровое, например, глушит шаги, но линолеум более гигиеничен. Двери, снабженные "доводчика­ми", не будут хлопать у работников над ухом. Двойное или тройное остекление, а особенно вакуумные стеклопакеты, позволяют свести воздействия внешнего мира к минимуму.

    6. Важны не столько условия работы, сколько возможность их менять, управлять ими. Если температуру, вентиляцию и освещение можно легко регулировать, люди гораздо спокой­нее относятся к мелким неудобствам офисной жизни. Если окно всегда можно открыть или закрыть, если режим работы конди­ционера можно изменить, если свет можно убавить или приба­вить, если можно уйти в другую комнату, отключить телефон, люди чувствуют, что ситуация под контролем.

    Раздражение не накапливается, если человек чувствует себя хозяином положения, а не заложником враждебных внешних обстоятельств. Заложник вряд ли способен на твор­ческую деятельность, он лишь ждет появления освободите­лей и старается как-то убить время.

    Как обеспечить уединение на работе

    Чтобы обеспечить конфиденциальность — одно из требо­ваний этикета, необходимо помещение, которое обеспечива­ло бы возможность работать без посторонних глаз и ушей. Во многих фирмах уже поняли, что каждому работнику для успешной деятельности нужно надежное уединение. В США многие компании отказались от неразгороженных помеще­ний и стали менять низкие перегородки на сплошные — с пола до потолка. Если в вашем офисе "открытый план", сле­дует быть особенно внимательным, так как ваши телефон­ные разговоры или беседы с посетителями могут быть услы­шаны окружающими. Если вам надо отчитать подчиненного, делайте это так, чтобы никто не слышал.

    © StrategPlann 2009