В настоящее время неизмеримо возросла роль культуры управления, культуры взаимоотношений людей в процессе служебной деятельности, поэтому особые требования предъявляются к взаимоотношениям руководителя и подчи­ненного.

    Обычно руководитель — ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое. Как видим, пове­дение руководителей оказывает основное влияние на приня­тие неэтичных решений служащими. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

    Необходимо использовать оценивание в работе менедже­ра первичного коллектива. К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с установкой на отрицательное оце­нивание. Такая оценка базируется на мнении, что похвала может отрицательно повлиять на человека. Конечно, такие случаи могут иметь место. Но часто они встречаются не по­тому, что мы не скупимся на похвалу, а потому что не уме­ем правильно пользоваться этой формой поощрения. Секрет состоит в том, чтобы хвалить всегда и только за успехи, достигнутые лично работником.

    Служебный этикет требует соблюдения этических норм в ситуации психологически не очень приятной для менеджера: подчиненному необходимо сказать о недостатках в работе.

    Воспитанный руководитель, вызвав к себе подчиненного, не будет начинать разговор с упреков, пока не выяснит все обстоятельства дела, пока не выслушает объяснений. Оценка действий подчиненного может быть резкой по существу, но форма должна быть корректной, свидетельствующей об уме­нии руководителя держать себя в рамках общепринятых при­личий в любых ситуациях.

    Практически каждый человек в течение жизни неоднок­ратно сталкивается с необходимостью воспринимать крити­ческие замечания в свой адрес. Труднее всего "сохранить свое лицо" под огнем критики. Даже в том случае если кри­тикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психологии. Специалисты утверждают, что примерно 90% людей не умеют достойно реагировать на критику, замеча­ния и оскорбления.

    Этика менеджмента занимается анализом взаимоотноше­ний руководителей и подчиненных, работников и деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок при­чин успехов или неудач совместной деятельности. Следует помнить, что подчиненные для менеджера являются парт­нерами, от них зависит результативность деятельности фир­мы, поэтому в этике менеджмента большое внимание уде­ляется принципам взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

    Чтобы получить от подчиненного хорошо выполненную работу, менеджеру следует стремиться понять его, как и любого другого партнера делового общения.

    К основным правилам делового этикета относится сле­дующее: правила этикетного поведения одинаковы для муж­чин и женщин. Служебный этикет в этом вопросе обращает внимание прежде всего на правила субординации. Верти­каль "женщина — мужчина" уступает место отношениям "руководитель — подчиненный". Вместе с тем поведение мужчины и женщины (равно секретаря или вице-президен­та) в рабочей обстановке стало одной из самых животрепе­щущих проблем делового этикета, с которыми приходится сталкиваться в наши дни.

    Менеджеру дружить с подчиненными надо за порогом офиса. На работе такие отношения только вредят делу. Де­ловые взаимоотношения должны быть уважительными и ров­ными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать вы­полнения того или иного задания.

    Офисный этикет в этом случае позволяет отделять лич­ное от профессионального, делая недопустимым на работе поведение или высказывания, возможные в кругу друзей.

    Роман на работе — это событие, затрагивающее каждо­го, кто трудится в отделе, независимо от пола.

    Роман на работе может стать для женщины концом ее успехов, а то и оставить ее без места. Когда речь заходит об отношениях между мужчиной и женщиной на работе, до сих пор продолжает действовать древнее правило поведения: не заводите романов с начальством. И старайтесь не заводить их ни с кем из вашего отдела или фирмы, пока один из вас не будет готов сменить место работы, и уж тем более осте­регайтесь подобных отношений, если они могут скомпроме­тировать человека, который состоит в браке.

    © StrategPlann 2009