Особенности этики менеджмента в России

    Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями российского национального бизнеса. И хотя главной причиной ухода с российского рынка является суро­вый инвестиционный климат, порой иностранные фирмы под­водит неспособность "вписаться" в местные экономические условия и "вжиться" в существующую бизнес-культуру. Ино­странцы жалуются на коррумпированную бюрократию, нео­бязательность российских партнеров.

    Российская деловая культура не соответствует пока тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих стра­нах. Поэтому одни призывают "подравниваться", учиться, осваивать зарубежный опыт и т. п., а другие указывают на специфику России (наиболее популярен аргумент: "Умом Россию не понять..."), на ее особый цивилизационный (евра­зийский) склад и сложности национального русского харак­тера. Но разве японцы менее загадочны, а американцам мень­ше надо учиться у других? Ни те, ни другие так не считают.

    Некоторые особенности этики менеджмента в России:

    1. Наличие командной системы во многих организаци­ях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспосо­биться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить процедуру банкротства.

    2. Менеджеры высшего звена избегают делегировать пол­номочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Причи­ны этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квали­фикация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.

    3. Значительная зависимость условий и оплаты труда на­емных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — "феодализм отношений". Имеет место бесправие наемных работников, их "рабское поведение" и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах.

    4. Неуважение к людям и игнорирование этики управле­ния. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством "винтиками", которые в любой момент можно выбросить и заменить новы­ми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты зара­ботанных денег.

    5. Законы, предписания и правила не имеют обязатель­ного характера. Правила и законы могут сознательно игно­рироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблю­даются и которые не соблюдаются, сказать невозможно.

    6. Большее внимание уделяется общим целям и относи­тельно малое — тому, как можно сделать. А ведь этот воп­рос является ключевым для развития бизнеса.

    7. Избежание риска, которое ведет за собой ограниче­ние инициативы. Большинство менеджеров в ситуации риска предпочитают выбирать вариант меньшей прибыли при мень­шем риске.

    8. Большинство россиян в ситуации сотрудничества ви­дят в значительной мере конфликт интересов, нежели их совпадение. Как мы уже отмечали, они считают, что раз­мер "пирога" известен, и задача — "оттяпать себе кусок побольше".

    9. В отдельных случаях резкая смена настроений в отно­шении партнера: от проявления дружелюбия до крайне хо­лодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян;

    10. Продвижение и обучение сотрудников в плане повы­шения квалификации, приобретения новых навыков и зна­ний в России не особенно распространено.

    11. Обычно подбор новых сотрудников осуществляется не по деловым качествам. Рабочие места распределяются часто среди родственников и знакомых.

    12. Без начальника не принимается ни одно решение.

    13. Со стороны подчиненных решения администрации при­нимаются практически безоговорочно. Нередко указания на­чальника исполняются даже тогда, когда они считаются за­ведомо неправильными или исход их неизвестен ("начальни­ку лучше знать").

    14. Руководство организаций делает упор на осуществле­ние функций контроля (в смысле надзора).

    15. Специфическое отношение менеджеров к ошибкам. Когда что-то случается, то чаще всего интересуются, кто виноват. За этим, очевидно, скрывается потребность приписать кому- то вину, а затем привлечь за неудачу к ответственности. При­чины, повлекшие ошибку, редко анализируются, никто, как правило, не интересуется чему можно научиться на той или иной ошибке, или же вопросом, — что необходимо предпри­нять, чтобы не повторить ошибку в будущем.

    16.Что касается повышения производительности труда, в России также есть своя специфика. Зачем высококвалифици­рованному специалисту у нас — оазисе перекуров и задушев­ных разговоров в рабочее время — трудиться с полной отда­чей, если он рыночную зарплату получает, а не зарабатывает.

    Перечислив особенности российского делового поведения, хотелось бы особенно подчеркнуть, что Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в ми­ровой рынок. Для этой адаптации необходимо знать особен­ности поведения деловых людей в других странах.

    © StrategPlann 2009