Увольнение с работы, даже по сокращению штатов или в связи с закрытием фирмы, в большинстве случаев воспринимается как межличностный конфликт "вы, шеф и другие". Не усугубляйте ситуацию своими действиями или словами, постарайтесь избежать конфликта. Расставаясь с шефом, будьте корректны; передавая дела и освобождая рабочее место, будьте сдержанны и доброжелательны.
Ваша главная задача — сохранить достоинство и действовать конструктивно, не впадая в панику. Постарайтесь принять ситуацию такой, какая она есть, и извлечь из нее максимум пользы для себя: денежное пособие, материальную помощь, нормальную запись в трудовой книжке, хорошую служебную характеристику, добрые отношения с людьми.
Лучше не распространяться при всех о своих переживаниях, связанных с увольнением. Конечно, можно поделиться подробностями с близкими людьми, которым вы безоговорочно доверяете, но смотрите, чтобы это не пошло дальше. Не только потому что ваши слова перескажут тем самым людям, которых вам меньше всего хотелось бы посвящать в свои дела, но и потому, что в один прекрасный день вам, может статься, придется работать под их началом.
В разговорах с теми, кто не относится к числу близких, следует представить факт увольнения как-то иначе, выразившись уклончиво: "Подписали мое заявление об уходе"; "У нас было сокращение"; "Мою должность ликвидировали".
Очень важно оставить на своей старой работе самую добрую память о себе, поскольку неизвестно, до какой степени могут разрастись слухи и сплетни недоброжелателей. Вам надо уйти, не сжигая за собой никаких мостов. Об истинной подоплеке вы можете поведать на исповеди или написать в мемуарах; покидая же место работы, проявите себя как человек поистине благородный. Прощаться с начальником, сослуживцами и подчиненными следует в самых добрых выражениях, пусть даже, произнося их, вы чувствуете, что язык не хочет вас слушаться.
Если вы решили уволиться сами, подлинную причину того, почему вам вздумалось искать себе новую работу (большие заработки, иной коллектив или просто смена рода занятий) разумеется, не следует называть своим сослуживцам, начальству, отделу кадров и нанимателю. В качестве причины ухода вы должны указать ваше желание воспользоваться новой открывшейся возможностью и в доброжелательных тонах похвалить свою фирму, бывших сослуживцев и начальство.
Вы наверняка не станете посвящать сослуживцев в свои планы и поставите их в известность не раньше, чем за две недели до перехода на новое место. Но и тогда будьте щепетильны и постоянно следите за тем, как вы отзываетесь о своей теперешней и будущей работе. Не следует пренебрежительно отзываться о своих коллегах, начальниках и вообще о фирме, прежде всего потому, что и в дальнейшем вам, может быть придется иметь дело кое с кем из работников своей прежней фирмы. Ведь чаще всего люди переходят на аналогичную работу в той же области, а есть такие области, где все всех знают. Кроме того, ваши бывшие сослуживцы, правление фирмы могут стать для вас лучшим источником рекомендательных писем.