Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.

    Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:

    Финансовый механизм - это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Использование финансовых ресурсов осуществляется посредством применения финансовых методов, приемов, рычагов, инструментов, принципов и предполагает соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение.

    Финансовые инструменты представляют собой рыночные финансовые обязательства, финансовые ресурсы, формы авансирования и инвестирования капитала. Финансовые инструменты соответствуют трем сегментам финансового рынка. Основными группами финансовых инструментов являются денежные средства, их заменители (чеки, векселя, золото и др.), инструменты рынка капитала, его заменители и производные (кредитные инструменты, долговые ценные бумаги, акции и пр.). Главное отличие финансовых инструментов от различных платежных, расчетных и других финансовых документов состоит в их торгуемости на финансовом рынке.

    Финансовый менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. Планирование финансов - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия.

    Система управления корпоративными финансами в последние годы кардинально изменилась. Однако научно-методическое обеспечение устарело. Этим и был вызван бурный рост данной науки в последние годы. Особенностями финансового менеджмента являются его нетрадиционность и новизна для российских условий.

    Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:

    Это объективное развитие теоретического обоснования финансового менеджмента вызвано потребностями практики, поэтому ряд авторских работ, посвященных финансовому менеджменту, тяготеют к нескольким направлениям и в развитии переходят от одного подхода к другому, так как возникает объективная необходимость в их переосмыслении.

    Финансовый менеджер - это руководитель (или ответственный исполнитель) финансовой службы на предприятии, в учреждении, организации. Финансовый менеджер принимает решения в целях реализации экономической стратегии предприятия. Основными функциями финансового менеджера являются: аналитическо-контрольные; финансовое планирование; принятие управленческих решений.

    К разновидностям финансового менеджмента относят агрессивный менеджмент, сопряженный с высокими рисками, например, задача достижения целей предприятия в кратчайшие сроки с максимальным использованием внешних источников финансирования, в первую очередь заемных.

    Экономическая политика фирмы включает в себя производственную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую политику. Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов.

    Финансовая политика есть единство финансовых стратегий и тактики. Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

    Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование.

    Практика составления бюджетов предприятий получила название бюджетирования. Бюджетирование - это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности. Цель бюджетирования - определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

    Финансовое прогнозирование необходимо всем хозяйствующим субъектам, особенно имеющим значительные обороты, долгосрочные интересы на том или ином рынке; тем, кто придерживается активной маркетинговой, инвестиционной, эмиссионной, конкурентной, ценовой политики и имиджа. Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию.

    Инфляция обесценивает накопления и денежные поступления предприятия. Поэтому инфляция заставляет оперативно использовать денежные средства. В условиях инфляции в финансовой политике на первый план выдвигаются тактические, краткосрочные задачи управления финансами.

    Мониторинг - это процесс постоянного отслеживания эффективности текущей финансовой деятельности предприятия. Его цель - обнаружение нежелательных отклонений в финансовой деятельности предприятия и их своевременное устранение. Необходим постоянный мониторинг текущей деятельности.

    В зависимости от размеров предприятия служба финансового менеджмента может охватывать десятки отделов. С целью активизации деятельности по реализации целевой функции финансового менеджмента могут быть созданы подразделения управления: издержками, ценами, формированием прибыли, продвижением товаров на рынок и др.

    Это данные, характеризующие финансовую деятельность предприятия, обобщающие, итоговые, оценочные по отношению к финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта показатели. Одни из финансовых показателей выступают как результат проведенного финансового анализа, другие появляются непосредственно в ходе производственно-коммерческой, инвестиционной и финансовой деятельности.

    Основными пользователями финансовой отчетности являются государственные органы, собственники, администрация компании, кредиторы, инвесторы, внешние аудиторы, контрагенты, вышестоящие организации.

    Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций.

    В учетной политике фирмы различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет ориентирован как на внешних, так и на внутренних пользователей информации. Его основные задачи - информирование пользователей о финансовом состоянии предприятия, подготовка отчетности, исполнение отношений с бюджетом. Он обязателен для хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм.

    Годовая финансовая отчетность - это одна из основных форм отчетности, которая обеспечивает информационную "прозрачность" хозяйствующих субъектов для всех заинтересованных лиц. Годовая отчетность должна быть утверждена органами управления предприятия.

    Основной формой финансовой отчетности, содержащей львиную долю информации о финансовом положении предприятия, является бухгалтерский баланс. Он показывает его финансовое положение на начало и конец отчетного периода.

    Отчет об изменении капитала состоит из четырех разделов: "Капитал", "Резервы", "Оценочные резервы", "Изменение капитала". По каждому из разделов показываются остаток на начало года, поступления в отчетном году, расходы (поступления) отчетного года, остаток на конец года.

    Отчет о прибылях и убытках выражает степень деловой активности предприятия и ее результативность. Финансовые результаты отражены в балансе лишь показателями непокрытых убытков прошлых лет и отчетного года, а также нераспределенной прибылью прошлых лет и отчетного года.

    Отчет о движении денежных средств отражает следующие показатели: "Остаток денежных средств на начало года", "Поступило денежных средств", "Направлено денежных средств", "Остаток денежных средств на конец отчетного периода". При этом отчет показывает движение денежных потоков предприятия как в целом, так и в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

    Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия, его учетно-аналитическую практику. В этих условиях влияние информации может быть проигнорировано. Но повышение темпов инфляции оказывает пагубное влияние на хозяйственную деятельность предприятия.

    В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития предприятия является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение предприятия основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для выпуска предусмотренного объема производства.

    Финансовые ресурсы предприятия - это денежные и приравненные к ним средства, используемые с целью финансирования деятельности предприятия. Они отличаются от материальных, нематериальных и трудовых ресурсов. Несмотря на неоднородность состава, уровень ликвидности финансовых ресурсов максимален и выше, чем у материальных ресурсов.
    1. Самофинансирование
    2. Формирование и распределение финансовых ресурсов
    3. Основные виды и формы привлечения заемных средств и финансовый рычаг - леверидж
    4. Кредиторская задолженность и управление ею
    5. Понятие инвестиций и их основные источники
    6. Коммерческое кредитование и управление им
    7. Составляющие анализа ликвидности и основные группы активов по ликвидности
    8. Финансовое (банковское) кредитование и его формы
    9. Типы пассивов по степени срочности погашения
    10. Эмиссионная политика предприятия
    11. Поиск стратегического инвестора
    12. Финансовый лизинг компании
    13. Суть распределения прибыли
    14. Управление инвестиционными рисками
    15. Суть инвестиционной политики и центров инвестиций
    16. Основная классификация инвестиций
    17. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
    18. Виды инвестиционных портфелей
    19. Финансовое инвестирование и специфика управления им
    20. Реструктуризация портфеля, суть диверсификации
    21. Основные обязанности хозяйствующих субъектов
    22. Суть бизнес-плана
    23. Влияние инфляции на процесс инвестирования
    24. Финансовая среда предпринимательства
    25. Элементы, формирующие предпринимательскую среду
    26. Налоговая политика фирмы
    27. Понятие франчайзинга
    28. Определение потребности в оборотных средствах
    29. Управление материально-производственными запасами
    30. Методы калькулирования себестоимости на предприятии
    31. Финансирование материально-производственных запасов
    32. Особенности управления затратами в условиях инфляции
    33. Управление потоком денежных средств
    34. Управление оборачиваемостью оборотных средств
    35. Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности
    36. Управление дебиторской задолженностью
    37. Этапы развития предприятия
    38. Формы расчетов
    39. Показатели, характеризующие состояние и структуру основных средств
    40. Суть амортизационной политики предприятия
    41. Уставный капитал предприятия и его параметры
    42. Выбор метода амортизационных отчислений
    43. Суть собственного капитала и управления им
    44. Цена капитала
    45. Суть финансово-промышленной группы
    46. Распространение финансовых сфер влияния
    47. Влияние инфляции на экономический рост и оценку стоимости предприятия
    48. Типы конкурентного поведения
    49. Факторы финансовой устойчивости
    50. Формы ценовой и неценовой конкуренции
    51. Показатели и уровни финансовой устойчивости
    52. Коэффициенты, используемые для оценки финансовой устойчивости предприятия
    53. Управление платежеспособностью
    54. Платежеспособность предприятия и ее виды
    55. Суть и виды финансовых рисков
    56. Управление рисками
    57. Суть антикризисного управления финансами фирмы
    58. Осуществление страхования финансовых рисков
    59. Понятия, используемые при банкротстве
    60. Финансовые меры по оздоровлению предприятия
    61. Значение рынка сбыта и показатели его расширения
    62. Основные критерии банкротства
    63. Рыночная устойчивость предприятия и ее уровни
    64. Направления финансового анализа деятельности предприятия на рынке
    65. Планирование и определение выручки от реализации
    66. Виды выручки от реализации
    67. Основные пути максимизации объема продаж
    68. Основные критерии классификации цен
    69. Суть ценовой политики предприятия, ценовой стратегии и тактики
    70. Осуществление анализа ценовой политики конкурентов
    71. Эластичность спроса, эластичность по цене и эластичности по доходу
    72. Эффективность ценовой политики предприятия
    73. Инновационный менеджмент
    74. Формы нововведений
    75. Финансовый инжиниринг и его роль
    76. Структура и порядок формирования финансового результата
    © StrategPlann 2009