Этапы развития предприятия

    Вновь образованные фирмы проходят в своем развитии несколько этапов. Это этапы вхождения в рынок, роста, зрелости, спада.

    На этапе вхождения в рынок предприятие имеет небольшую прибыль, а иногда несет убытки, так как объемы продаж невелики, а затраты на организацию производства и сбыта весьма существенны. Этот этап особенно значителен с точки зрения дальнейшего существования предприятия.

    Этап роста отличается от предыдущего в первую очередь высокими темпами экономического роста, например увеличением объема продаж. Предприятие получает возможности поиска новых направлений деятельности, новых рынков или их сегментов, освоения выпуска новой продукции и т.п. Экономический рост предприятия является основной целью стратегического менеджмента и одновременно показателем эффективности последнего. В этот период некоторые компании проводят агрессивную дивидендную политику и утверждаются в собственной экономической стратегии.

    Этап зрелости - один из наиболее продолжительных. На данном этапе у предприятия могут замедляться темпы экономического роста. Предприятие может неоднократно корректировать, а то и пересматривать свою экономическую стратегию и ее составляющие. У лучших предприятий идет непрерывный процесс совершенствования производимого продукта и приспособления своих возможностей к меняющимся условиям рынка.

    На этапе спада экономический рост обычно приостанавливается. Могут наблюдаться длительные периоды уменьшения объема продаж, прибыли, конкурентоспособности, ослабления финансовой устойчивости, ухудшения других экономических характеристик. На этом этапе немало предприятий уходят с рынка. Этап спада связан как с объективными внешними факторами, так и с просчетами предприятия, устаревшей экономической стратегией, слабой работой менеджеров и др. На каждом этапе развития предприятие должно сформулировать адекватные ему стратегию и тактику.

    © StrategPlann 2009