Негосударственный финансовый контроль

    Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государ­ственных контролирующих органов.

    К негосударственным видам финансового контроля отно­сятся:

    1)  внутрифирменный (корпоративный);

    2)  контроль со стороны коммерческих банков за организация­ми-клиентами;

    3)  аудиторский контроль. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпо­рации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансо­вого менеджмента и прочими — за финансами своего предприя­тия, его филиалов и дочерних структур.

    Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финан­совые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

    Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала.

    Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-ин­вестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответ­ствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов фи­нансового прогнозирования.

    Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функ­ции банков в области финансового контроля.

    Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь со­блюдение предприятиями-клиентами установленного государ­ством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

    Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков тре­буют от них оценки финансового состояния и кредитоспособно­сти предприятия — потенциального заемщика. В случае предо­ставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

    Такой контроль со стороны банка — важный элемент управле­ния кредитным риском.

    Аудиторский контроль — новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

    Появление в условиях рынка различных коммерческих струк­тур резко повысило требования со стороны общества к их финан­совой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

    Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особен­но если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствую­щих субъектов.

    Основные задачи аудиторского контроля:

    1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

    2. контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных опе­раций;

    3. проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

    Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансо­во-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтер­ских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различ­ных контролирующих органов.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициа­тивной.

    Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в устано­вленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятель­ности».

    Обязательной аудиторской проверке подлежат все организа­ции, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, кредитные, страховые организации, бир­жи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и му­ниципальные унитарные предприятия, а также иные предприя­тия, предусмотренные законодательством.

    Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципаль­ных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

    Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казна­чейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юри­дического лица от проведения обязательной аудиторской провер­ки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

    Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граж­дане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистриро­ванные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудитор­ские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную рос­сийским законодательством, кроме открытого акционерного об­щества.

    После получения лицензии на право осуществления ауди­торской деятельности такие компании и граждане включают­ся в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе зани­маться какой-либо другой предпринимательской деятельно­стью.

    Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

    В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятель­ности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетно­сти» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

    Аудиторское заключение может быть:

    1. безусловно положительное — составление такого заключе­ния означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную да­ту и финансовых результатов его деятельности за отчетный пе­риод;

    2. условно положительное — означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бух­галтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение акти­вов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный пе­риод;

    3. отрицательное — означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную да­ту и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

    Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фир­ма не может выразить и не выражает мнение в одной из устано­вленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.

    По мере становления и развития рыночных отношений рас­ширяется сфера действия аудиторского контроля в России и од­новременно повышаются требования к качеству аудита и профес­сиональному уровню аудиторов.

    Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятель­ности.

    © StrategPlann 2009