Возникновение финансов

    Финансы появились одновременно с возникновением госу­дарства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического спосо­ба производства все большую значимость стали приобретать де­нежные доходы и расходы государства.

     

    На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

    С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия госу­дарственных финансов, государственного бюджета, государствен­ного кредита.

    Государственные финансы послужили мощным рычагом пер­воначального накопления капитала.

    Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе про­текционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, полу­чать высокие прибыли, которые в значительной части направля­лись на расширение производства.

    В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределе­нием и использованием фондов денежных средств в процессе ра­спределения и перераспределения национального дохода.

    Основные средства капиталистических государств стали кон­центрироваться в государственном бюджете.

    Для государственных финансов капиталистических стран ха­рактерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата — пар­ламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основ­ным источником доходов были налоги.

    К началу XX в. государство стало участвовать в процессе про­изводства, распределения и использования общественного про­дукта.

    Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран За­падной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «швед­ская модель социализма».

    Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предо­ставляя экспортным фирмам так называемые экспортные пре­мии.

    Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

    Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодо­ления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии от­дельных регионов.

    Появились новые государственные расходы: на охрану окру­жающей среды, преодоление экономической отсталости отдель­ных районов, предоставление субсидий и кредитов развиваю­щимся странам.

    Огромные расходы вызывают необходимость увеличения на­логов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

    Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых до­ходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов госу­дарства.

    Бюджеты всех стран характеризуются крупными хронически­ми дефицитами, покрываемыми государственными займами, вы­пуск которых влечет за собой рост государственного долга.

    © StrategPlann 2009