Методы управления

    Методы управления - это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организа­ционно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. Различают методы управления и методы про­цесса управления. Методы управления характеризуют закончен­ный процесс воздействия на объект управления; методами про­цесса управления выполняются лишь отдельные работы. Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формаль­ные и неформальные. При использовании методов прямого воз­действия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются усло­вия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характер­ные черты стиля управления.

    В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально- психологические методы.

    Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

    • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
    • методы, используемые предприятиями (организациями).

    К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

    Вторую группу составляют:

    • система материального поощрения работников;
    • система ответственности за качество и эффективность работы;
    • экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабаты­ваются на основе маркетинговых исследований, анализа основ­ных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
    • коммерческий расчет.

    Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

    • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
    • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;
    • участие работника в распределении прибыли организа­ции;
    • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией;
    • предоставление работнику льготных кредитов;
    • льготное страхование жизни работника и др.

    Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

    Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, яв­ляется коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) преду­сматривает сопоставление в денежной форме произведенных за­трат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческо­го расчета используются такие экономические рычаги и инстру­менты, как политика в области ценообразования издержек произ­водства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. При­чем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.

    охватывать все рычаги без исключения, и системным - охваты­вать весь объект управления по всей его иерархии.

    Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика це­нообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении из­держек производства и обращения первостепенное значение при­дается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения каче­ства продукции, улучшения материально-технического снабже­ния и форм хозяйственных связей между предприятиями, повы­шения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.

    Политика в области финансирования и кредитования пре­дусматривает определение источников финансирования и рас­пределение средств по важнейшим отделениям и дочерним ком­паниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.

    Административные методы управления включают:

    • систему законодательных актов страны и региона;
    • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
    • систему оперативного управления (систему власти).

    В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

    Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкрет­ной организации.

    Большое значение имеет и система оперативного управле­ния. Существует четыре способа реализации своей власти руко­водителем, которые находятся в диапазоне от прямого использо­вания до практически полного отказа от власти. Речь идет о рас­поряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

    Административные методы ориентированы на такие моти­вы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воз­действия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для административных методов характерно их соответст­вие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих орга­нов управления.

    Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально- психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

    Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются:

    • личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности;
    • способы организации труда и рабочих мест;
    • система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров;
    • информационное обеспечение и его использование;
    • система стимулирования работников;
    • морально-психологический климат в коллективе;
    • социально-бытовые условия работников.

    Управление социально-психологическими процессами включает:

    • разработку норм и нормативов социально-психологи­ческих процессов;
    • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
    • разработку мероприятий по нормализации и оздоровле­нию протекания социально-психологических процессов;
    • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
    • регулирование социально-психологических процессов.

    Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

    • настроение в коллективе (его жизнерадостность, опти­мизм);
    • доброжелательность и объективность оценки работы ис­полнителей;
    • творческая атмосфера в коллективе;
    • согласие и единство действий в коллективе;
    • отсутствие "показухи" и формализма в работе;
    • доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
    • эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
    • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
    • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
    • взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
    • принятие каждым членом коллектива на себя ответст­венности за положение дел в организации (подразделении);
    • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
    • доброжелательная и деловая критика;
    • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
    • отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
    • высокая степень взаимопомощи и пр.

    Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует ис­пользовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и пе­риодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работни­ков, социально-психологические методы, способствующие выра­ботке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимо­действия, соответствующий стиль руководства.

    При формировании коллектива и исследовании межлично­стных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов груп­пы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмо­циональную экспансивность работников.

    Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

    Социальный пакет - это дополнительные прямые и непря­мые (косвенные) выгоды, преимущественно материального ха­рактера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом (рис. 2.3).

    2.3

    Рис. 2.3. Структура социального пакета

    Из рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:

    - премии по результатам работы за месяц, год;

    - участие в прибыли организации;

    - бонусы и т. д.

    Нематериальные выгоды представляют собой:

    - ордена и медали;

    - почетные грамоты;

    - нагрудные знаки и значки;

    - повышение статуса;

    - почетные звания и др.

    В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:

    - пенсионное обеспечение;

    - оплату учебных отпусков;

    - оплату очередных отпусков;

    - оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за деть­ми и т. д.

    К основным элементам (методам) корпоративного обслу­живания можно отнести:

    - медицинскую страховку;

    - служебный автомобиль;

    - скидки на товары собственного производства;

    - дотации на питание;

    - оплату мобильного телефона;

    - предоставление общежития;

    - кредиты под льготные проценты;

    - бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию) и т. д.

    Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включе­ние указанных выгод работающих в коллективный договор, кото­рый представляет собой правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

    По данным опроса руководителей промышленных пред­приятий России, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАН, 15% их считают своим долгом обеспечивать социальные потребности своих работников, 14% используют социальную политику как инструмент привлечения квалифицированных специалистов и лишь 2% извлекают при­быль из своих социальных объектов. 11% опрошенных считают наиболее важным иметь в своем распоряжении дома отдыха; столько же - медицинские учреждения.

    Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от админи­стративно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате де­мократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделять­ся социально-психологическим методам управления.

    Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, ком­плексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально- психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют ком­плексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правиль­ный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

    © StrategPlann 2009