Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

    Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало но­сить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производи­тельность труда, господствовали трехполье и примитивные сель­скохозяйственные орудия.

    Вторжение рыночных отношений мешало натуральному ха­рактеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне про­исходил процесс социального расслоения, который способство­вал росту крестьянского предпринимательства и развитию ры­ночных отношений.

    В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении ста­рых феодальных производственных отношений была бесперспек­тивна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему уси­лению феодальной эксплуатации крестьян.

    Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830—40-х гг. начинается промыш­ленный переворот, который характеризуется переходом от ману­фактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее — в горнодо­бывающей.

    Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабо­чих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.

    Всероссийское значение имели ярмарки с крупными сумма­ми торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширя­лись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопут­ном транспорте господствовала гужевая система. В центре стра­ны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построи­ли железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. — дорогу Москва — Петербург, к 1859 г. — дорогу Пе­тербург — Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.

    © StrategPlann 2009