После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эше­лонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за короткий срок 2 раза на посту ге­нерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руково­дители правящей партии: Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.

    Испытывая нарастающие трудности в экономике, руковод­ство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР. Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление новых поли­тических сил, грозивших в дальнейшем подорвать монополию КПСС на власть.

    В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ус­корение социально-экономического развития страны. Его рыча­гами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

    Придя к власти, горбачевская администрация утвердила обычные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже в 1987—1988 гг. в них привносятся принципиальные ис­правления в духе уже популяризуемого М. С. Горбачевым «ново­го политического мышления».

    Изменения в российской политической жизни начались в мае 1990 г. с избранием Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, а также с принятием в июне 1990 г. Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации. Фактически это означало появление двоевластия в стране. К этому времени быстро падал авторитет КПСС, общество все более переставало оказывать доверие М. С. Горбачеву. Перестройка, которая бази­ровалась на идеях демократического социализма, провалилась. Доказательная победа Ельцина на выборах президента России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о начале крушения фундамен­та старой власти страны.

    В чистом виде шоковая терапия — это либерализация цен, ко­торая была произведена в начале января 1992 г. по распоряже­нию вице-премьера Правительства Е. Гайдара. Теперь цены на товары и услуги никто не ограничивал и не контролировал. И они сразу же взметнулись резко вверх. Причина здесь одна: ли­берализация цен в условиях монополизированной экономики ведет не к увеличению выпуска продукции, а к стойкому росту цен. Правительство Гайдара обещало повышение цен в 2—4 раза, а они возросли в сотни и тысячи раз. Мгновенно обесценились и сбережения населения, сумма их вкладов в то время была нема­лой — до 500 млрд. руб.

    Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Ос­новной закон говорит о том, что Россия является демократиче­ским федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ. Субъекты РФ не имеют права свободного выхода, но в рамках Федерации получают высокую степень не­зависимости. Конституция признает высшей ценностью челове­ка, его права и свободы; идеологическое и политическое много­образие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. Согласно Конституции, Рос­сийская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, имеет обширные полномочия: он определяет главные направле­ния внешней и внутренней политики страны; является Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституци­онного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Пра­вительства; обладает правом распускать Думу и назначать но­вые выборы, если Дума 3 раза подряд отклонит кандидатуру Председателя Правительства. В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверж­дение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты обеими палатами Федерального Соб­рания.

    В конце 1992 г. началась приватизация государственной соб­ственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В России появилось 40 млн акцио­неров, главным образом — номинальных, ибо до 70% акций че­рез свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих струк­тур, легализовавшихся участников подпольного бизнеса, а так­же устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому про­цессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.

    © StrategPlann 2009