Диалектика «нового мышления». Распад социалистической системы

    Придя к власти, горбачевская администрация утвердила обычные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже в 1987—1988 гг. в них привносятся принципиальные ис­правления в духе уже популяризуемого М. С. Горбачевым «ново­го политического мышления».

    Поворот в советской дипломатии диктовался насущной по­требностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик.

    Основные принципы «нового политического мышления»:

    1) отказ от фундаментального заключения о расколе совре­менного мира на две противоположные общественно-полити­ческие системы, признание его взаимозависимым и единым;

    2) провозглашение в качестве стандартного метода решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а балан­са их интересов;

    3) отрешение от принципа пролетарского (социалистическо­го) интернационализма и сознание приоритета общечеловече­ских ценностей над любыми другими (национальными, клас­совыми, идеологическими).

    Реализация этого курса, с одной стороны, имела положитель­ные результаты, с другой — закончилась внешнеполитическими провалами СССР.

    Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с лидерами США. Заключен­ные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических на­ступательных вооружений положили начало тенденции к сокра­щению ядерного оружия в мире.

    В это же время начались долгие переговоры по сокращению уровня привычных вооружений. В 1990 г. было подписано согла­шение об их существенном снижении в Европе. Также СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении обо­ронных расходов и сокращении численности собственных Воору­женных сил на 500 человек.

    Благополучное формирование отношений с капиталистиче­скими странами затронуло и Японию, чему в значительной степе­ни способствовало посещение М. С. Горбачевым в апреле 1991 г. Токио. Советская делегация проявила готовность оживить дву­сторонние связи и официально признала существование вопроса о государственной принадлежности четырех островов Южно-Ку­рильской гряды.

    Новые внешнеполитические приемы СССР положительно проявили себя в ликвидации очагов международной напряженно­сти и локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — фев­раль 1989 гг. были выведены советские войска из Афганистана. После этого II съезд народных депутатов СССР признал «необъяв­ленную войну» против соседней страны, которая раньше была дружественной, грубой политической ошибкой. Горбачевская дипломатия приложила немало усилий к прекращению граждан­ских войн в некоторых странах (Анголе, Камбодже и Никарагуа), формированию в них коалиционных правительств из представи­телей противоборствующих сторон, к победе путем капитальных политических преобразований режима апартеида в ЮАР, поиску справедливого решения палестинского вопроса.

    Улучшаются советско-китайские отношения. В качестве усло­вий для этого Пекин выдвигал вывод советских войск из Афгани­стана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. Москва вы­полнила эти условия и после визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя странами была восстановлена пригра­ничная торговля, подписана серия соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

    Этот же год стал переломным в отношениях СССР со страна­ми «социалистического содружества». Начался форсированный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, гор­бачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с дружественными странами на свободно конвертируемую валюту. Вскоре это было сделано. Это обострило отношения между страна­ми-членами СЭВ и послужило причиной быстрого развала как их экономического, так и военно-политического союза. Официально СЭВ и ОВД расформированы весной 1991 г.

    Руководство СССР не вмешивалось в процессы, быстро и кар­динально менявшие политический и социально-экономический образ бывших союзных государств.

    Курс на отход от СССР и установление более близких связей с Западом взяли и почти все новые правительства стран Цент­ральной и Восточной Европы. Они сразу были готовы вступить в НАТО и Общий рынок.

    СССР остался без старых союзников, а новых не приобрел. Поэтому страна стремительно теряла инициативу в мировых де­лах и оказалась в фарватере внешней политики стран НАТО.

    Ухудшение экономического положения Советского Союза, которому способствовало обвальное снижение поставок по стра­нам бывшего СЭВ, вынудило горбачевскую администрацию об­ратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной под­держкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке».

    В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольственными и медицинскими товарами (но она в основном досталась номенклатурным кругам или попала в руки дельцов коррумпированной торговой сети). Но обстоятельной финансо­вой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее СССР. Они больше склонялись под­держивать отдельные союзные республики, поощряя их сепара­тизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Пре­зидента СССР.

    Крушение Советского Союза сделало США единственной сверхдержавой мира.

    © StrategPlann 2009