Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

    Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Ос­новной закон говорит о том, что Россия является демократиче­ским федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ. Субъекты РФ не имеют права свободного выхода, но в рамках Федерации получают высокую степень не­зависимости. Конституция признает высшей ценностью челове­ка, его права и свободы; идеологическое и политическое много­образие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. Согласно Конституции, Рос­сийская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, имеет обширные полномочия: он определяет главные направле­ния внешней и внутренней политики страны; является Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституци­онного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Пра­вительства; обладает правом распускать Думу и назначать но­вые выборы, если Дума 3 раза подряд отклонит кандидатуру Председателя Правительства. В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверж­дение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты обеими палатами Федерального Соб­рания.

    Сложные процессы, проходившие в России, не могли не за­тронуть отношений центра с автономными республиками, облас­тями, национальными округами, входившими в ее состав. Все ре­спублики, входившие в Российскую Федерацию, провозгласили свой суверенитет и отказались от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), назвали себя суверенными республи­ками. У некоторых из них были попытки взять курс на последова­тельный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкорто­стан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прекратило все связи и отношения с федеральными властями и заявило о го­товности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в фе­деральный бюджет.

    Наряду с принятием новой Конституции на сохранение един­ства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отка­залась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот доку­мент лишь в 1994 г., оговорив особые условия пребывания в Фе­дерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с остальными республиками, областями и краями РФ. Однако они не решили всех вопросов взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.

    Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям осетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через 2 года начался вооруженный конфликт между воен­ными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта

    РФ вошли войска для восстановления там конституционной за­конности и правопорядка.

    Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К ис­ходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 000 военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 000 че­ловек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России.

    31 августа 1996 г. представители федеральной стороны и сепа­ратистов подписали важные документы: «Совместное заявление» и «Принципы определения основ взаимоотношений между Рос­сийской Федерацией и Чеченской Республикой» (так называе­мые Хасавюртовские соглашения). Согласно им в Чечне прекра­щались военные действия, учреждалась «Объединенная комиссия из представителей органов власти РФ и ЧР», а итоговое соглашение между федеральным Центром и Чеченской Респуб­ликой, «определяемое в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», отодвигалось до 31 декабря 2001 г.

    К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января здесь состоялись выборы президента Чечни и парламента республики.

    © StrategPlann 2009