Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране

    Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в столкновении территориальных интересов России, Англии, Франции, Австрии на Ближнем Востоке и на Балканах. Россия стремилась к вытеснению Турции с Балканского полуострова и из черноморских проливов. Англия и Франция стремились к распространению своего влияния в турецких владениях, вытес­нению России с берегов Черного моря. Турция рассчитывала на реванш за поражение в войнах с Россией.

    В первый период войны русская армия добилась значитель­ных успехов. Опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. Австрия и Пруссия также заняли враждебную позицию.

    18 (30) марта 1856 г. был заключен Парижский мирный дого­вор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. По его условиям Черное море становилось «нейтральным», флот России сводился до минимума, его базы и арсеналы уничтожались. Россия теряла южную часть Бессарабии с устьем Дуная, Турция получала Карс в обмен на Севастополь. Россия потеряла влияние на Балканах.

    Поражение России было обусловлено и политическими про­счетами Николая I, не ожидавшего столкнуться почти со всей Ев­ропой. Русская армия страдала от недостатка в вооружении, бое­припасах, снаряжении. Военных заводов было мало, они были оборудованы примитивной техникой и обслуживались непроиз­водительным крепостным трудом. Гладкоствольное оружие рус­ской армии уступало дальнобойному нарезному, парусный флот — паровому броненосному. Пагубно отразилось на боеспособности русской армии примитивное состояние транспортной системы. Россия потеряла престиж на мировой сцене, но поражение под­вигло Александра II, вступившего на престол в 1855 г., на прове­дение целого ряда кардинальных реформ.

    В 1802—1811 гг. была проведена реформа высших органов уп­равления: вместо старых петровских коллегий было создано 8 ми­нистерств, позже их количество увеличилось до 12.

    Некоторые преобразования произошли в сфере просвещения. На низших ступенях во всех учебных заведениях провозглашался принцип бессословности и бесплатности. Открывались универси­теты; университетский устав 1803 г. обеспечивал высшим учебным заведениям широкие права и независимость внутренней жизни: выборность ректора и профессуры, собственный суд и т. д.

    Александр I поручил подготовить проект по отмене крепост­ного права на выгодных для помещиков условиях. Но дворяне были категорически против этого и император не решился осу­ществить этот проект.

    Постепенно Александр I начал переходить от достаточно ли­беральной к жесткой внутренней политике. Событием этого пе­риода является создание военных поселений (1816). Этот шаг был вызван большими финансовыми трудностями государства. Сами военные поселенцы неоднократно выступали против такой формы соединения сельскохозяйственного и военного дела, по­этому в 1830-х гг. правительство Николая I отказалось от таких поселений.

    С 1820 г. крепостным крестьянам снова было запрещено жа­ловаться на помещиков, возобновились ссылки крестьян в Си­бирь. В армии была особо жесткая дисциплина, там возобнови­лись телесные наказания. Усилилась цензура в печати. Началось ограничение самоуправления университетов в Санкт-Петербурге и Казани, увольнялись прогрессивные профессора, непокорных студентов сдавали в солдаты.

    Такой резкий поворот во внутренней политике связывают с именем первого министра правительства А. Аракчеева. В его ру­ках сосредоточилось все гражданское и военное управление.

    Побывавшие за границей во время войны 1812 г. и взятия Пари­жа в 1814 г. русские офицеры вернулись на Родину, где уже власт­вовал Аракчеев. Это подтолкнуло их к созданию тайных обществ (Северное и Южное), ставивших своей целью распространение в обществе идей нравственности и просвещения, проведение политических и социальных реформ. Их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге было подавлено.

    Правление Николая I также было противоречивым. Эта про­тиворечивость заключалась в том, что он пытался провести неко­торые реформы, не меняя при этом всей системы. Проводилась политика государственной опеки над политической, экономиче­ской, социальной, культурной жизнью страны. В сфере народно­го просвещения был заложен принцип строгой сословности. В 1826 г. был разработан чрезвычайно жесткий цензурный устав. Были ограничены связи с Западной Европой. В 1826—1832 гг. бы­ла проведена кодификация законов (систематизация российско­го законодательства), начиная с Соборного уложения 1649 г. и включая действующий свод. Многочисленные указы и законы Николая I лишь смягчали крепостной гнет, но они не были обя­зательными для помещиков.

    В 1837—1838 гг. была проведена реформа государственной де­ревни. Она упорядочила положение государственных крестьян и способствовала развитию рыночных отношений на селе. В 1847—1848 гг. в Правобережной Украине и Белоруссии прошла инвентарная реформа. В ее ходе происходило описание помещи­чьих имений, где устанавливались размеры крестьянских участ­ков и объем повинностей, которые впредь нельзя было изменять. Это вызвало большое недовольство как помещиков, так и крестьян, тяжелое положение которых так и не изменилось.

    © StrategPlann 2009