Теория маржинализма. Методологические принципы маржинализма

    У маржиналистов, как и у представителей других экономичес­ких направлений, существовали свои методологические принци­пы. Они, собственно, и не выводили тех принципов методологии, которые сейчас принято относить к этой теории. Методологиче­ские принципы вскользь упоминаются в их теориях. Если мето­дологические принципы оценить с позиции современности, то можно выделить следующие.

     

    1. Математизация. Она позволяла применять инструменты анализа, используемые в математике. Хотя этот принцип не отно­сится к австрийской школе.

    2. Равновесный подход — это попытка оценить равновесное состояние рынка, несмотря на недолгие изменения любых пере­менных в экономике.

    3. Индивидуализм. Маржиналисты оценивали экономическое поведение каждого отдельно взятого человека (индивида), а не стра­ны или класса, как это предлагали меркантилисты или классики.

    4. Предельный анализ — это анализ предельных величин. Ес­ли после прибавления еще одной единицы товара не прибавляет­ся общий уровень прибыли или полезности, следовательно, это состояние уже и есть равновесное.

    5. Экономическая рациональность. Маржиналисты постоян­но стремились доказать, что хозяйственные субъекты всегда же­лают максимизировать то, что их интересует в большей степени.

    Покупателей всегда интересуют полезность и качество, а про­изводителей — прибыль.

    6. Статистический подход. Маржиналистов в большей степе­ни интересовала не сама экономика, а то, каким образом она постоянно изменяется. Для них самым главным был вопрос, как системе, состоящей из эгоистичных, постоянно желающих сде­лать все только для себя, людей удается существовать и при этом не разрушаться.

    © StrategPlann 2009