Утопические мечты Роберта Оуэна

    Роберт Оуэн (1771—1858) — один из великих социалистов- утопистов, учитель Уильяма Томпсона. Долгое время он был крупным фабрикантом. Роберт Оуэн составил рациональную конституцию, состоящую из 26 законов. Известен Роберт Оуэн еще по таким работам, как «Об образовании человеческого харак­тера» (1813—1814), «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Кни­га о новом нравственном мире» (1836—1844).

    По своим взглядам на экономику он во многом соглашается с представителями классической школы. Роберт Оуэн считал, что взгляды классиков несправедливы лишь относительно того, что ценность товара должна включать в себя прибыль. Это, по мне­нию Оуэна, являлось вопиющей несправедливостью по отноше­нию к простым рабочим, и именно эта несправедливость — при­чина экономических кризисов и постоянного обнищания рабочего класса. Также Роберт Оуэн являлся рьяным противни­ком теории Томаса Мальтуса о народонаселении. Он высказывал предположение, что если правительство будет правильно руково­дить физическими работами, то можно будет прокормить беско­нечно возрастающее число жителей.

    Роберт Оуэн одним из первых стал заботиться о рабочих на своих фабриках. Он построил для них столовую, торговую лавку, сберкассу, ясли, детский сад, улучшил жилищные условия. Еще Оуэн велел ввести на его фабриках такие изменения, как:

    1) 10-часовой рабочий день для взрослых;

    2) отмена использования детского труда, т. е. тех, кому нет 18;

    3) школы для детей рабочих;

    4) отмена системы штрафов, которые были очень распро­странены в то время.

    Роберт Оуэн никогда не являлся сторонником революции или другого насильственного переворота. Он полагал, что несправед­ливый строй будет изменяться постепенно и правильно, с исполь­зованием «научных начал». Оуэн считал, что лишь мудрое прави­тельство способно начать такие изменения, создавая при этом подходящие условия, поэтому главная роль в его работах отведена правительству. К подходящим условиям он относил следующие:

    1) повсеместное применение машинного труда, а не челове­ческого, даже в домашнем хозяйстве;

    2) труд должен стать единственным измерителем ценности;

    3) у денег должна быть собственная стоимость, которая не превышала бы стоимости стали и железа;

    4) население следует просвещать, особенно используя печат­ную продукцию: книги, газеты, журналы.

    © StrategPlann 2009