Отзвуки ШОС

    Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Екатеринбурге отшумел и начал забываться. Эксперты почти дружно признали его безрезультатным и декларативным. Может быть, правильно было бы назвать его и декоративным? Наиболее наблюдательные аналитики подчеркнули лидирующую роль Китая как страны с сильнейшей экономикой в ШОС. Но что же было и остается главным для участников явно не исторических встреч Шанхайской организации?

    Основана Шанхайская организация сотрудничества не так уж давно. Решение о ее образовании приняли в 2001 году руководители России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В ШОС  имеются кандидаты в члены организации и страны наблюдатели. С первых информационно-триумфальных шагов Шанхайской организации нашлись критики – равно недоброжелатели. Было замечено, что столь помпезное объединение не более чем дискуссионный клуб лидеров государств.

    ШОС давно провозгласила свои задачи. Ими формально является «укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников», противодействие терроризму, сепаратизму, наркоторговле и экстремизму. Декларируется научное и культурное сотрудничество настолько насколько оно, видимо, не препятствует иным заботам. Критики не без основания замечают: все это стандартные темы для общения на высшем уровне и повод для позирования перед телекамерами.

    Однако ШОС провозглашает и иные задачи. Объявлено значимым развитие экономического сотрудничества и энергетического партнерства. Возможно, это не пустые слова и у стран входящих в ШОС есть подобные цели, вряд ли они только создают некое единое хозяйственное пространство ШОС. Экономики дружащих государств разобщены и отдалены. Кризис сблизил их сходными проблемами, но не желанием найти общее решение. Однако твердое нежелание перемен у верхов вовсе не отменяет их заинтересованности пережить мировой хозяйственный спад.

    Накануне Саммита ШОС в Екатеринбурге никаких сомнений не вызывало, что глобальный кризис станет главным содержанием встречи. Политики могли сколько угодно рассуждать об ином – волновали всех, прежде всего, проблемы экономические. Из-за них власти Китая все больше испытывают страх по поводу единства страны, а возможно и сохранения существующего строя. Схожи проблемы России и Казахстана. Убытки компаний, массовые увольнения и угроза прорыва банкротствами хрупкой валютной плотины порождены единым процессом в мире. Имя ему – системный кризис неолиберальной, глобализованной по-корпоративному экономики. Как бороться с кризисом, ничего не меняя? Как повлиять на США, чтобы интересы стран капиталистической периферии учитывались, а американская экономика опять начала расти? Может быть стоит напугать их азиатским сотрудничеством? Об этом наверняка думала Россия и, вряд ли, забывал Китай.

    Всякое большое дело не требует посторонних. Не удивительно, что накануне русского Саммита ШОС лидеры государств не очень хотели выслушивать напоминания общественности о кризисе для трудящихся. Екатеринбург был тщательно «упорядочен», чтобы лишние протестующие не могли помешать важным рукопожатиям. Посторонних к мероприятию не допустили. Но есть ли вообще что государствам, сотрудничающим в рамках ШОС всерьез обсуждать сообща? Проблемы, вызванные кризисом в странах-участницах и наблюдателях ШОС похожи: снижаются поставки за рубеж товаров и сокращаются продажи на национальных рынках. Перспектива еще большего сокращения экспорта беспокоит и Россию, и Китай, и Казахстан. Не менее страшна она для Индии или Пакистана.

    Торговля государств ШОС преимущественно направлена вовне. Заглядывая за кулисы прошедшего Саммита, некоторые аналитики предрекали: в связи с кризисом может встать вопрос о необходимости быстрейшего переориентирования торговли в русло взаимного обмена товарами между членами ШОС. Проблемы в экономике стран ШОС действительно было бы легко ослабить, если бы отношения купли-продажи являлись межнациональными в рамках ШОС. Но за плечами правительств, готовых к сотрудничеству с соседями, стоят местные потребители со слабыми доходами. И это самое главное. Благодаря слабой потребительской базе сотрудничество в рамках ШОС обречено оставаться на прежнем уровне. Саммит в Екатеринбурге это недурно показал.

    Государства могут обмениваться партиями нужных товаров, теряющих европейский и американский рынки. Однако, что делать с ними дальше? Кто может их выкупить затем? Валютное сотрудничество ШОС способно развиваться, но главной трудностью экономического взаимодействия останется его основание.

    Ни одно из правительств государств ШОС не готово стимулировать внутренний спрос, то есть работать на повышение доходов населения. А без единой подобной линии, проводимой всеми странами, сотрудничество не может получить толчок к развитию. Не удивительно, что воспетая прессой встреча так и осталась формально-декларативной и к принципиальному перелому в экономических отношениях не привела. Но так ли это беспокоило в дни свидания лидеров государств?

    Делегация России покидала Екатеринбург с некоторым удовлетворением. Пропагандистский урожай был снят, а высокие цены на нефть делали позиции России относительно сильными в сравнении с Китаем. Прошло не так много времени и мировые цены на нефть снова показали пугающую перспективу. Углеводороды опустились в начале июля до 62 долларов. Старые вопросы поднялись вновь. Что если нефть подешевеет еще? Что если она опустится до 30 долларов за баррель? Что тогда будет с нефтегазовой экономикой России? Бесспорно: сырье обречено дешеветь в условиях сокращения мировой торговли. Для отечественной экономики перспектива эта готовит целую серию тяжелых ударов.

    Первую половину года Россия, а с ней и другие страны ШОС прожили в приятном дурмане собственного оптимизма. Китай даже сумел высчитать себе производственный рост. Правительства впустую растратили время, а с ним и огромные деньги – экономика планеты не поднялась и не миновала дна. Кризис не был отменен красивыми речами чиновников. Он наступает под коврами больших встреч, и он запустит в ближайшие годы гигантские перемены на всем азиатском пространстве. Случится это помимо воли нынешних правительств.

    © StrategPlann 2009