Одним из аспектов рыночной экономики является конкуренция. Чтобы выжить и добиться успеха, организации должны знать своих конкурентов, их достижения и успехи. Поскольку конкуренты прямо и косвенно влияют на сбыт продукции и прибыль предприятия, их необходимо тщательно изучать в ходе анализа рынка. При идентификации конкурентов определяющими являются следующие вопросы: кто является основным конкурентом, какие компании являются косвенными конкурентами, каковы их сильные и слабые стороны, какую долю рынка они контролируют, какие способы продаж они используют, как они себя позиционируют, на каких клиентов они опираются.
Можно определить 4 уровня конкуренции:
1) предприятие включает в число конкурентов всех продавцов такого же товара;
2) осуществляется оценка фирм, предлагающих подобный товар в той же ценовой зоне;
3) предприятие включает в число своих конкурентов фирмы, удовлетворяющие одну и ту же нужду;
4) предприятие включает в число своих конкурентов фирмы, которые продают товары такого же назначения.