Анализ хозяйственного портфеля предприятия

    Под хозяйственным «портфелем предприятия» понимается совокупность хозяйственных или бизнес-единиц, принадлежащих одному и тому же владельцу (предприятию). Чтобы не путать его с «портфелем ценных бумаг», такой портфель называют еще корпоративным.

    Предприятие описывается с помощью портфельного анализа как совокупность так называемых стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). На практике СХЕ совпадают с бизнес-единицами предприятия, но в портфельном анализе они рассматриваются с точки зрения стратегического развития предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка. СХЕ в основном независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами, рыночной задачей, четко отделяемые от других СХЕ продуктами или группами продуктов, а также однозначно определяемым кругом клиентов. Различные СХЕ имеют разные рыночные шансы и риски. В целом портфельный анализ помогает руководству предприятия выяснить, какая СХЕ наиболее перспективна и обеспечит в будущем успех, даст возможность предвидеть и предотвратить угрозу банкротства, своевременно принять решение об обновлении какой-либо нерентабельной СХЕ, разработать комплекс мероприятий, определить политику маркетинга.

    Основными этапами портфельного анализа являются:

    Определение стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). Для этого выделяют отдельные признаки определенных услуг или групп товаров:

    • удовлетворение одинаковых потребностей клиентов;
    • одинаковая доступность проникновения на рынок, диктуемая внешними условиями;
    • идентичные целевые группы покупателей;
    • единая стратегия финансирования и выплат и т.п.

    Сбор необходимой для анализа информации о положении предприятия на рынке. Для этого необходимы следующие показатели:

    • относительная доля рынка;
    • объем продаж, прибыльность предприятия;
    • конкурентоспособность и т.п.

    Определение позиций СХЕ.

    Начиная с 60-х гг. XX века консалтинговые фирмы используют для портфельного анализа графические схемы - матрицы. Ученые и практики разработали их с целью более наглядного выявления имеющихся на предприятиях ситуаций, чтобы принимаемые стратегические решения были более обоснованы. Многие базисные стратегии связаны с этими матрицами. Применение матриц зависит от конкретной ситуации. Самыми популярными из них являются:

    • матрица И. Ансоффа (матрица «Продукт - рынок»)
    • матрица «Рост-доля рынка» (матрица БКГ);
    • матрица Артура Д. Литла (матрица АДЛ);
    • матрица Мак-Кинси (матрица МК);
    • матрица конкуренции М. Портера (20);
    • матрица «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции».
    © StrategPlann 2009