Роль образования в ситуации новой экономики

    Как уже было сказано, в современном мире наиболее востребованными являются не специалисты-технари, хорошо знающие какую-то узкую производственную схему, а люди, обладающие творческими способностями, способные к решению любых задач подходить нестандартно, но в то же время находить практические решения, имеющие минимальные затраты ресурсов.

    В этой связи авторитетная международная комиссия «Организация экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) разработала специальные тесты, с помощью которых измерялся не интеллектуальный коэффициент, который, как показала практика, зачастую не связан с будущей успешностью человека, а способность применять полученные знания на практике.

    Самый высокий из пяти уровней овладения знаниями в этих разработках предполагал умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод. Оказалось, что в среднем это доступно 10 % учащихся. Но в наиболее развитых странах этот процент составил до 19 % учащихся. В России же с заданиями данного уровня справились лишь 3 % из 5000 школьников, учащихся техникумов и ПТУ, участвовавших в тестировании. Из 32 развитых стран, в которых проводились исследования, Россия заняла только 27 место. Проведенные исследования показали, что наше образование очень далеко от насущных потребностей не только предприятий, но и вообще от жизни.

    Например, по мнению финских педагогов, нет никакого смысла заполнять головы детей и подростков отрывочными сведениями об основах разных наук. Даже таблицу умножения они не считают обязательной для заучивания, поскольку у современного человека всегда под рукой есть счетная машинка, часы или сотовый телефон с калькулятором, которые любые вычисления сделают быстрее и точнее человека. На экзамен финские школьники могут приносить любые справочники и даже использовать Интернет, для чего в экзаменационной аудитории всегда есть компьютер. Самое главное в современном образовании, считают финны, это функциональная грамотность, то есть умение пользоваться справочником и электронными ресурсами, с помощью которых человек всегда найдет нужную информацию тогда, когда она ему действительно потребуется.

    Функциональный подход к современному образованию непосредственно связан с процессами неоэкономики. Дело в том, что культурное, социальное и экономическое пространства, в которых предстоит жить будущей личности, формируют не образовательные концепции или государственные образовательные стандарты. Ситуация в любой стране и вообще в мире складывается под воздействием столь разнородных объективных факторов, что любые субъективные желания тех или иных государственных деятелей и чиновников, какую бы положительную направленность они ни имели, просто физически не способны полностью учитывать все эти факторы и им противостоять. Поэтому эффективная образовательная политика новой эпохи должна складываться опираясь на реалии времени и ситуации. Образование обязано способствовать жизненному успеху личности, ориентировать ее на реализацию практических задач и творческое многообразие жизни.

    Знание, образование в новую эпоху является главным ресурсом личности, ее достоянием, умелое использование которого может стать залогом успеха каждой образованной личности и, как следствие, всего государства. Известно, что такие успешные страны, как Япония или Бельгия, настойчиво стремятся к тому, чтобы сделать высшее образование всеобщим. В этих странах уже сегодня доля людей с высшим образованием выше 60 %. По мнению некоторых ученых, переход страны из индустриальной в постиндустриальную фазу развития, в так называемое «информационное» общество возможен только при наличии доли людей с высшим образованием в стране свыше 35 %. Россия, даже если будет «продвигаться» к «информационному» обществу такими усиленными темпами, как сегодня, достигнет этого рубежа образованности не ранее чем к 2015 году.

    © StrategPlann 2009