Сущность конфликтов в организациях

    Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

    Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.

    Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность - это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива и т. п., что в современных условиях развития конкуренции также губительно для предприятия, как и разрушительные конфликты.

    Для того чтобы понять, как управлять конфликтом, нужно изучить процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки воздействия (элементы процесса).

    В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта и т. п., что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда (потенциальный конфликт), но его нарастание происходит только при наличии инцидента.

    Инициаторами инцидента могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать так называемый закон третьей стороны. И конфликтная ситуация, и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно или без определенной цели) либо возникают независимо от их воли и желания.

    Основные причины конфликтов можно рассматривать по двум группам факторов.

    1. Организационные факторы:

    • ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
    • несогласованность или противоречивость целей;
    • нечеткое распределение прав и обязанностей;
    • противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
    • взаимозависимость задач;
    • неблагоприятные условия труда.

    2. Личностные факторы:

    • различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;
    • личная неприязнь;
    • психологический феномен;
    • неопределенность перспектив роста;
    • недостаточный уровень профессионализма;
    • стиль управления.

    По различным источникам до 15% рабочего времени расходуется на конфликты и ностконфликтные состояния (переживания, самоутверждение в своей правоте и т. п.). Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:

    • по вине руководителя - 52% (табл. 24);
    • из-за психологической несовместимости - 33%;
    • по причине неправильной расстановке кадров - 15%.
    © StrategPlann 2009