Моделирование потоков полномочий в системах управления

    Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

     

    Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство определяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована, руководитель вынужден решать ее сам. Умение делегировать полномочия и определяет компетентность менеджера. Поэтому делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

    Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Если предполагается, что какое-либо лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи – организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

    Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

    Существует два типа полномочий: линейные и аппаратные (штабные).

    1. Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией.

    Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.

    2. Виды аппаратов (штабные полномочия): консультативный, обслуживающий, личный.

    Консультативный аппарат – это специалисты, нанятые на временной или постоянной основе, призванные осуществлять консультирование линейного руководства в их области знаний.

    Обслуживающий аппарат может соединять в себе консультативные и обслуживающие функции (пример: отдел кадров, он ведет личные дела сотрудников, находит и проверяет потенциальных кандидатов на работу).

    Личный аппарат – разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. В его обязанности входит исполнение того, что требуется руководителю.

    Классификация консультативного, обслуживающего и личного аппаратов описывают штабной аппарат в соответствии с направлениями его использования. Чтобы понять концепцию аппарата в современных организациях, следует рассмотреть также природу делегированных ему полномочий.

    Виды штабных полномочий.

    Рекомендательные полномочия. Ими обладает консультативный аппарат и линейное руководство обращается к нему за консультациями. При этом линейное руководство не обязано обращаться за консультациями и следовать этим консультациям.

    Обязательные согласования – расширенные полномочия аппарата. В этом случае линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейное руководство не обязано следовать этим рекомендациям.

    Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью таких полномочия является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. В некоторых компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов.

    Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий такими полномочиями может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.

    Линейные полномочия внутри аппарата. Выше были описаны полномочия аппарата по отношению к линейной структуре. В крупной организации линейный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Соответственно менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

    Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Для организации подобных взаимоотношений организация должна определить, линейным или аппаратным будет данный вид деятельностью. Линейная деятельность - это та, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров и услуг, производимых организацией. Аппарат помогает выполнению таких функций. Определение того, какие конкретно виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии и целей организации.

    © StrategPlann 2009